Тайна легендарного Н-209

Самолет Леваневского продолжают искать — теперь на Аляске

12 августа 1937 года четырехмоторный самолет ДБА с бортовым номером Н-209 и экипажем из шести человек во главе с Сигизмундом Леваневским вылетел из Москвы в Фернбекс, штат Аляска. Маршрут пролегал в полярных широтах. Последний сеанс связи прошел 13 августа в 17.58. После пролета района Северного полюса Леваневский сообщил: «Отказал крайний правый двигатель, идем в сплошной облачности, обледенение:» Больше достоверно о судьбе самолета и экипажа ничего не известно. О продолжающихся поисках рассказал «Труду» руководитель экспедиции Русского географического общества Юрий Сальников.

Самолет Леваневского (кстати, это был первый коммерческий рейс — в США везли пушнину) долго и безуспешно искали в Якутии. Экспедиция РГО переместила поиски ближе к Аляске. Впервые в работе экспедиции участвовали американские и канадские ученые и полярники. Губернатор Аляски Шон Парнелл и государственный археолог штата Ричард Вандерхоек дали разрешение на проведение магнитометрических исследований в акватории моря Бофорта. И вот спустя три четверти века эксперты приходят к выводу, что останки легендарного самолета надо искать в районе американских островов Тэтис и Спай. Известный полярный исследователь, первый вице-президент РГО Артур Чилингаров это предложение поддержал, но не исключил также версию крушения на канадском острове Элсмир. В обоих случаях следы ведут на Аляску.

— Юрий, почему все-таки вы решили искать следы потерпевшего крушение самолета на Аляске?

— Экипаж Леваневского чуть-чуть не дотянул до берега Аляски. В пользу этой версии говорили свидетельства очевидцев. Через день после катастрофы инуиты (одно из племен эскимосов) плыли на лодках и наткнулись на большое масляное пятно в ложбинке острова Тэтис. Нашлись и очевидцы, утверждавшие, что на их глазах «большой самолет упал в воду». Об этом они рассказали белому торговцу Джеку Смиту. Правда, когда Смит только спустя неделю добрался до предполагаемого места катастрофы, пятна уже не было. Но торговец знал, что туземцы не умеют лгать, и пересказал эту историю радисту Стэнли Моргану с военного поста на мысе Барроу. Тот сразу сообразил, что речь могла идти о пропавшем советском самолете, и послал радиограмму начальству в Сиэтл. С ее текстом ознакомили советских дипломатов в Вашингтоне. Позже с посольством вступил в переписку калифорнийский миссионер и путешественник Гомер Келлемс. Он спустя год после катастрофы самостоятельно проводил поиски и утверждал, что знает место, где надо искать самолет, и что готов оказать помощь.

— Но тогда почему СССР эту помощь не принял?

— Записка Келлемса попала в Москву только в 1939 году. Началась мировая война, и Москве уже было не до Леваневского и его экипажа...

— Эта версия нашла подтверждение во время вашей экспедиции?

— Осенью мы совершили два полета над акваторией с мыса Оликток, откуда инуиты в бинокль видели падение самолета. Мы примерно определили район поиска и готовы были задействовать суда, но погода испортилась — резко похолодало, заштормило. Американские коллеги успокаивают: мол, приезжайте в июле, тогда обязательно найдем. Знаменитый геофизик и археолог Дэннис Терстон пошутил, что он теперь «подсел» на Леваневского и будет с нетерпением готовиться к летнему сезону.

Добавлю, что на Аляске состоялись и другие интересные встречи. Пожилая женщина вспомнила, как в августе 1937-го была с родителями на берегу и слышала мощный гул в облаках. А ее сын рассказал, что пять лет назад китовые охотники возле островов Тэтис и Спай налетели на подводное препятствие. Дно лодки было повреждено, ее пришлось буксировать к берегу. Мужчина пообещал найти тех охотников, взять описание и нарисовать место столкновения. Мы, в свою очередь, отправили письмо главе администрации в Барроу, куда входит район поиска, оставили постеры на английском языке с призывом откликнуться всех, кто что-нибудь знает о падении самолета.

— Были ли форс-мажоры в процессе экспедиции?

— Она оказалась короче, чем мы рассчитывали. Когда мы в сентябре решили оргвопросы и вылетели из Анкориджа в аэропорт Прудобей, ближе к району поиска, там уже выпал снег, поплыли льдины. Американские ученые убеждали нас все отменить, поскольку делать магнитометрические съемки в таких условиях почти невозможно. Мы полетели на небольшом вертолетике «Робинсон», который едва справлялся с ветром. Наш пилот Рон Шердаун хорошо умел договариваться с береговой охраной и с инуитами, которым принадлежат эти земли. Но непогоду и он усмирить не мог. И на третьи сутки мы исследования остановили.

— Какие планы на лето?

— Сейчас мы привлекли внимание к экспедиции. Радиостанции Аляски, газета «Анкоридж Дейли Ньюс» дают материалы, собирают свидетельства. Мы встретились с председателем аляскинского отделения Клуба исследователей Мишель Риджуэй, в штаб-квартире в Нью-Йорке — с исполнительным директором Виллом Роузманом. Перед вылетом из Анкориджа опытнейший полярный летчик Рон Шердаун протянул мне местную открытку с тремя бурыми медвежатами, которые всматриваются вдаль, словно кого-то ждут. «Они хотят увидеть русских, которые ищут Леваневского! — сказал Рон. — Так что поскорее возвращайтесь!»

В общем, у нас немало союзников в России и в США. Уверен, что с такой поддержкой тайна гибели экипажа Леваневского обязательно будет раскрыта.

Слово эксперту

Артур Чилингаров, первый вице-президент Русского географического общества

— В прошлом году мы поддержали заявку экспедиции на грант РГО, и совместная группа исследователей из России, США и Канады побывала на предположительном месте катастрофы Н-209. Но из-за ранней зимы удалось совершить лишь облет территории. Основные поиски перенесены на этот год. Сейчас мы планируем международную конференцию, где проанализируем все гипотезы. Лично я считаю реальными две версии: уже упомянутая аляскинская и возможная катастрофа при вынужденной посадке на острове Элсмир в Канадской Арктике. На днях в те края отправляется группа полярника Владимира Чукова. На вездеходах они пройдут точку Северного полюса и попытаются добраться до Элсмира. Будем признательны «Труду», если газета возьмет на себя функцию информационного сопровождения наших исследовательских работ. Исчезновение самолета Н-209, ставшее одной из самых загадочных катастроф в Арктике, до сих пор волнует не только нас, но и наших американских и канадских партнеров.

Самолет Леваневского, сказал председатель попечительского совета РГО Владимир Путин, «надо обязательно найти!» И мы будем искать.