Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) решил активизировать работу по внедрению рационализаторских предложений и стимулировать работников за проявленную активность в этой области. Сама по себе идея не нова, и подобные программы работают на многих предприятиях, но далеко не везде это действительно эффективная схема.
На комбинате считают, что платить за рационализаторские предложения сотрудников нужно дважды. Первый раз — на стадии идеи, когда она подана на рассмотрение в цеховую экспертную комиссию. Второй раз компания выплачивает процент от сэкономленных денег после признания идеи рационализаторской и одобрения ее к внедрению. Этот подход лег в основу новой политики в отношении рацпредложений, которая была утверждена на комбинате в апреле 2015 года. В компании решили, что небольшой гонорар на стадии предложения и 2,5% от фактической экономии в год станут хорошим стимулом для потенциальных рационализаторов. В результате с апреля по декабрь прошлого года работники комбината подали более 6 тысяч рационализаторских предложений, из которых половина одобрена к внедрению.
По итогам 2015 года ММК выплатил 3,5 млн рублей в качестве гонораров рационализаторам, и теперь активно внедряет их предложения. Как говорят в компании, параллельно идет подсчет экономии для выплаты вознаграждения по итогам года. Свыше трети предложенных авторами идей касаются вопросов охраны труда и промышленной безопасности, 15% — экономии материально-технических ресурсов, 14% — повышения энергоэффективности, говорит представитель ММК. В компании рассчитывают, что суммарный экономический эффект от внедрения рацпредложений только в области энергоэффективности может превысить 1 млрд рублей.
Повышение эффективности компании путем сокращения издержек — серьезный ресурс в текущей сложной экономической ситуации. Малозатратные рационализаторские предложения в сочетании с системной работой менеджмента по снижению издержек добавляют компании и ее продукции конкурентоспособности. В итоге ММК стал одним из глобальных лидеров низкозатратного производства. Так, менеджменту Магнитки удалось снизить себестоимость сляба до одного из самых низких значений в мире — 196 долларов за тонну по итогам III квартала 2015 года.
В том, что эта работа должна быть системной, убежден и генеральный директор компании Павел Шиляев. «Необходимость уделять больше внимания творческому потенциалу сотрудников диктует время, — убежден Павел Шиляев. — Изобретатели и рационализаторы выдвигают новые идеи, развивают уже созданные технологии для их более эффективного использования в современных условиях. Активизация изобретательской и рационализаторской работы, ее популяризация и стимулирование непременно дадут положительные результаты».