На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю, что власти всех уровней — и федерального, и регионального, и местного — должны последовать этому примеру». Правда, Нина Останина из фракции КПРФ тут же уточнила: пересаживать народных избранников на «Лады» планируется пока лишь при выезде в регионы, где депутатов обеспечивают арендными машинами. А в Москве они пока продолжат пользоваться иномарками.

Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству — 11 вице-спикерам (Вячеславу Володину уже заменили) и пяти руководителям фракций. Каждому предоставят по лимузину Aurus Senat — машина почти как у президента, только без брони. К слову, у дилеров такой товар продается свободно — от 35 млн рублей за штуку. Но спрос небольшой: за весь 2023 год реализовано 115 лимузинов, тогда как итальянских Lamborghini куплено 113, британских Bentley — 146.

Раньше руководящих депутатов обеспечивали иномарками отечественной сборки — в основном BMW пятой и седьмой модели с калининградского «Автотора». Вячеслав Володин сказал о нынешней замене: «Это поможет развитию российского автопрома, а бюджетные деньги останутся в стране». Хотя насчет бюджетных денег — бабушка надвое сказала. Калининградские BMW и прочие премиальные иномарки обходились российскому бюджету по 8-10 млн, и даже это считалось роскошью. Постановлением правительства от 2015 года за номером 927 руководителям федеральных органов власти запрещалось покупать служебные авто дороже 2,5 млн рублей. Впрочем, запрет постоянно нарушался...

Зато Aurus Senat может похвастаться небывалой для нашего автопрома «отечественностью»: как заявляют в компании-производителе, лимузин на 60% состоит из российских комплектующих. Тогда как обещанная рядовым депутатам Lada Vesta собирается из российских деталей на 45%, Lada Niva — на 47%, а самая дорогая из тольяттинской продукции Lada Largus — на 39%. В списке автомобилей, подготовленном Минпромторгом «для приоритетного использования госслужащими в служебных целях», также значатся заграничный на 70% УАЗ и «Москвич», у которого российский только шильдик.

А еще президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов пообещал к концу года поставить на конвейер бизнес-седан Lada Aura, адресованный госслужащим. В Тольятти намерены позиционировать его как премиальный автомобиль, хотя Aura представляет собой удлиненную версию Lada Vesta и, видимо, будет улучшена лишь за счет кожаного салона, люксовой аудиосистемы и дополнительной шумоизоляции. То есть чиновники рангом пониже получат свой «аурус», но без последней буквы — попроще, не сильно дешевый, но госбюджетный!

В упомянутом министерском списке автомобилей для приобретения за казенный счет региональными и муниципальными ведомствами фигурируют и два незамаскированных китайских бренда: три модели Evolute и четыре — Haval. Видимо, именно для них оговорено, что для госзакупок собираемых в России иномарок с низкой локализацией будут выдаваться специальные разрешения. Кстати, в 2023 году наибольший рост продаж легковых авто в России продемонстрировали именно китайские модели, занявшие уже больше половины нашего рынка.

Тем временем на отечественных автозаводах, сумевших перезапуститься после ухода известных марок, обнаружилась новая беда: угрожающая нехватка кадров инженерных и рабочих специальностей. «Мобильные бригады носятся по стране в поисках таких специалистов», — признавал вице-президент «АвтоВАЗа» Сергей Громак.

С нехваткой квалифицированных работников столкнулись и автосервисы — и это в условиях быстрого старения автопарка. В ряде регионов дефицит персонала достигает 30-40%. То есть в кризисе оказалась огромная отрасль, где еще недавно трудился почти миллион квалифицированных работников. Спасать ее нужно комплексно, восстанавливая и реанимируя не только сборочные производства, но и создавая заново промышленность автокомпонентов, которой в России фактически не было, а та, что была, развалилась.

Это непросто. По оценкам замглавы Минпромторга Альберта Каримова, насчитывается 800 критически важных компонентов, в которых остро нуждается отечественный автопром. Проще говоря, нужно создавать сотни производств. В Китае они уже имеются — там в последние годы созданы 437 (!) автозаводов. В России насчитывается лишь 17 действующих автозаводов и не больше полусотни производств автокомпонентов. По словам Каримова, найдены решения по двум сотням наименований узлов и агрегатов, которые прежде импортировались. А остальные?

Тем временем в Калининграде прорабатывается вариант перестройки солидного сектора российской автомобильной промышленности по программе ремоторизации. Вот что говорит о ней основатель и ведущий акционер «Автотора» доктор экономических наук Владимир Щербаков: «Сейчас в стране из общего парка примерно 40 млн авто средним возрастом 14 лет, более четверти легковых автомобилей и свыше 40% грузовиков эксплуатируются больше 15 лет. Владельцы, всякий в меру своих возможностей, поддерживают жизнь своих машин, но с каждым годом это все сложнее и дороже. И вот что мы придумали. Часто автомобиль уже не молодой, но кузов целый — он может использоваться еще 10 лет, а двигатель, трансмиссия никуда не годятся. В таком случае мы их выкидываем и ставим туда агрегат, который может работать еще полный цикл. Причем двигатель электрический».

Лучше всего под эту программу подходят машины, которые выпустили не ранее 2010 года. Такие автомобили, как правило, обладают качественной системой управления, крепкими кузовами и рамами, которые можно будет использовать и дальше. На примере наиболее популярных в Калининграде моделей и марок «Автотор» назвал наиболее подходящие для участия в программе марки: Hyundai, Kia, Volkswagen, Toyota, Renault, Skoda, Nissan, Lada, Mercedes, BMW.

На «Автоторе» подсчитали, что переделка легковушки в электромобиль будет стоить от 950 тысяч рублей, из которых 650 тысяч — стоимость оборудования. Ремоторизация легкого коммерческого автомобиля обойдется в 1,5 млн рублей (из них 1,1 млн рублей — оборудование), а грузовика — 2,5 млн рублей (2 млн рублей — оборудование). В качестве «подопытного» на «Автоторе» выбрали популярный седан Kia Cerato с бензиновым двигателем, изготовленный там же, в Калининграде, в 2012 году. Как объясняют специалисты концерна, технология ремоторизации помимо электрического двигателя и блока батарей включает в себя установку 17 элементов управления — от зарядного блока и отопителя до блоков управления системами автомобиля.

Сейчас пилотный электромобиль проходит испытания, промежуточные результаты держатся в секрете. А в СМИ уже появилась информация, что во ФГУП НАМИ разработан проект ГОСТа по переделке обычных машин в электромобили. Документ направлен на согласование в правительство. Предполагается, что автопроизводитель сможет сертифицировать переделанную модель и запустить ее переоборудование в промышленных масштабах. По мнению экспертов, этот ГОСТ может стать основой для ремоторизации.

Аналитики считают, что уже в следующем году рынок ремоторизации составит 20 тысяч комплектов, а к 2026-му — до 100 тысяч комплектов. Однако известный автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что без господдержки, в том числе и финансовой, ремоторизация в промышленных масштабах просто невозможна.

Но есть еще один вариант государственной помощи новой программе — начать ремоторизацию возрастных иномарок с автопарка Госдумы. Заодно «перекуем» двигатель внутреннего сгорания на электрический и очистим атмосферу от выхлопных газов.

Параллели

Четверть века назад корреспондент «Труда» специально интересовался у мэров Берна и Хельсинки, каким способом они добираются на работу. Как оказалось, глава столицы Финляндии в основном пользуется общественным транспортом. Только если предстоят разъезды по служебным делам, то приходится приезжать на своей личной автомашине. Но это накладно, потому как свободных бесплатных парковок в Хельсинки в рабочий день не найдешь. А бургомистр Берна затруднился сказать, сколько служебных машин в гараже мэрии. Потому что сам на работу ходит пешком, а в выходные пользуется исключительно собственной автомашиной.

В огромной Москве пешком далеко не уйдешь. Однако с тех пор, как в городе выделили отдельные полосы для общественного транспорта, передвигаться на автобусах в часы пик стало быстрее и даже удобнее, чем на легковых автомашинах. Если, конечно, сверху нет персональной мигалки.