НЕ СЕЕМ И НЕ ПАШЕМ

В начале года вице-премьер Владимир Щербак, курирующий в правительстве АПК, заявил о переломе в

В начале года вице-премьер Владимир Щербак, курирующий в правительстве АПК, заявил о переломе в подведомственной ему отрасли. Наконец-то сельхозпредприятия год закончили не с убытками, а с прибылью - больше 6 миллиардов рублей. И если еще наполнить деньгами фонды лизинга и льготного кредитования, реструктурировать старые долги, то можно прокормиться своим хлебом. Для этого надо получить 75 - 80 миллионов тонн зерна - примерно на треть больше, чем в провальном прошлом году.
Сегодня уже ясно, что эти планы вряд ли сбудутся. Именно к такому выводу пришли члены Совета Федерации, обсудившие на этой неделе подготовку к весеннему севу.
Куда же подевались деньги, ведь была же прибыль? Во-первых, "с плюсом" закончили год чуть больше трети хозяйств АПК, остальные по-прежнему в убытках. Во-вторых, полученные доходы меркнут на фоне 100-миллиардного долга АПК, накопленного в прежние годы. Поэтому поступившие на счета деньги моментально списываются в счет погашения задолженности.
Чтобы выбраться из этой ямы, в середине февраля постановлением правительства был намечен ряд мер. Так, решили срочно подготовить решение о реструктуризации задолженности. Минфину поручили в течение двух месяцев перевести аграрным предприятиям половину средств, предусмотренных бюджетом для поддержки АПК. В те же сроки начать финансирование из фонда льготного кредитования, поставить технику по лизингу.
Ни одно из решений не выполнено. Как заявил первый зам. министра сельского хозяйства Анатолий Михалев, Минфин выделил 1,167 млрд. рублей - это только 24 процента суммы, предусмотренной бюджетом для поддержки АПК. К началу сева село на 56 процентов обеспечено тракторами, на 70 процентов - сеялками. Затянувшиеся роды Россельхозбанка привели к тому, что он уже не успеет начать финансирование посевной. Только к 5 апреля утвердят схему распределения средств из фонда льготного кредитования. Но чтобы кредит получить, нужно оформить кучу бумаг, на что требуется не одна неделя. Южным регионам на эти деньги не стоит рассчитывать. Там весна в разгаре, уже засеяно около 200 тысяч гектаров.
В условиях, когда не хватает денег и техники, наивно надеяться на резкий рост урожаев. Тем более в условиях России, где не бывает благоприятной погоды одновременно во всех регионах. Откуда же такой оптимистический прогноз - собрать на 30 миллионов тонн зерна больше, чем в прошлом сезоне? В Минсельхозе полагают, что зерновой клин вырастет на 4 миллиона гектаров. Напомним, что все последние годы посевы сокращались - миллионы гектаров пашни превратились в пустоши именно потому, что не было сил и средств их засеять. Но что изменилось сегодня? Сидя все в той же долговой яме и не получая кредитов, крестьяне с этой задачей не справятся.
Кстати, когда правительство раздумывало, сколько денег дать селу и какие банки допустить к сладкому пирогу фонда льготного кредитования, одно серьезное решение в сфере АПК было принято. Представители России и США подписали соглашение, по которому американцы отправят нам 300 тысяч тонн пшеницы и еще 200 тысяч - других продуктов. Все поставляется не в кредит, а безвозмездно, в рамках гуманитарной помощи. Но гордиться тут особенно нечем. Таким способом мы за счет американцев стимулируем производство продовольствия в США и гнобим отечественного производителя, который теряет рынок сбыта в своей стране.