"НОВЫЕ ИСТОРИКИ" ИЗ РИГИ

В Латвии нарастают тревожные тенденции. Руководство этой страны, ее президент В. Вике-Фрейберга, по сути, заявили о необходимости ревизовать историю второй мировой войны, пересмотреть ее итоги. Пришло, дескать, время Латвии, России и прочей Европе "немного подумать над тем, что действительно произошло во время войны".

Госсекретарь МИД Латвии М.Риекстиньш в том же духе призвал Россию "открыто взглянуть на свою тоталитарную историю" и "признать совместно спланированную СССР и нацистской Германией оккупацию стран Балтии и репрессии против мирного населения".
Путем своеобразной интерпретации исторических фактов разворачивается игра с очевидной политической целью: прикрыть громкими пропагандистскими заявлениями прорастающие в Латвии на почве национализма побеги фашизации.
При этом латышское руководство рассчитывает "замазать" такие неприглядные факты из жизни современной Латвии, как марш ветеранов "Ваффен-СС" по улицам Риги 16 марта, кампания преследований ветеранов, воевавших на стороне антигитлеровской коалиции, - в рамках этой кампании был осужден на шесть лет пенсионер Василий Кононов. Весьма симптоматично и то, что нацистских преступников латышского происхождения правосудие республики преследует весьма неохотно, да и то под сильным международным давлением, скорее, для "сохранения лица".
На таком фоне запущен в оборот термин "советские военные преступники", Латвия даже оперирует им в ОБСЕ, подчеркивая, что на ее территории они "действовали гораздо более жестоко, чем нацисты".
В националистическом раже Россию обвиняют во всех грехах и преступлениях. Спекулируют на известных фактах сталинских депортаций, пытаясь оправдать тем самым дискриминацию русских в Латвии через 55 лет после окончания второй мировой войны как "ликвидацию последствий оккупации". Подводится "теоретическая база" под курс латвийского руководства на вытеснение или ассимиляцию нетитульного населения, четко отразившийся в законах о языке и об образовании. Их принятие еще более осложнило межэтнические отношения.
России и проживающим на ее территории народам не надо напоминать об ужасах сталинских репрессий - они знают и помнят об этом по собственному опыту. Русские, украинцы, чеченцы и другие народы пострадали не меньше, а то и больше, чем латыши. По-видимому, и у России могут быть претензии к Латвии. Однако на основе постоянных напоминаний друг другу о прошлом хороших отношений не построишь. А в будущее Рига, похоже, заглядывать не хочет. Лидерам независимой Латвии застилает глаза националистический угар, которым продиктованы и шаги по ограничениям политических прав в Латвии. В частности, латышской правозащитнице Т.Жданок отказали в праве участвовать в деятельности парламента и органов местного самоуправления по политическим мотивам - как бывшему члену компартии. Такие ограничения, содержащиеся в латвийском избирательном законодательстве, прямо противоречат принятым этой страной международным обязательствам. В частности, в документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1990 года говорится, что государства-участники "уважают право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации". На это указывалось в докладах наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ на парламентских выборах в Латвии в 1995 и 1998 годах. Официальная Рига, однако, не вняла мнению экспертов ОБСЕ.
Все эти тенденции особенно болезненны для России, которая больше всех пострадала от фашизма. Сейчас же он отчасти реанимируется на ее рубежах. Соседнее государство, фактически берущее курс на реваншизм, подчеркивает свое стремление в Европу, активно готовится вступать в Евросоюз и в НАТО. И что удивительно - Латвию, судя по всему, там ждут. Евросоюз, поднявший такой шум вокруг прихода в правительство Австрии представителей правых националистов, вполне терпимо относится к неофашистским проявлениям в Латвии. Соединенные Штаты, подводящие Ригу к роли партнера в рамках НАТО, активно поддержали в ОБСЕ кампанию преследования в Латвии ветеранов Великой Отечественной войны. Таким образом, фактически поддерживается и курс Риги на ревизию итогов второй мировой войны. А как же быть с пилотами союзных войск, бомбившими Дрезден, военнослужащими армий стран антигитлеровской коалиции, высаживавшимися в Нормандии и освобождавшими Францию? По латвийской "логике", все они - "военные преступники".
Ревизия истории - опасная вещь и для тех, кто ее затевает.