19 октября 2017г.
МОСКВА 
7...9°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВСЛЕД ЗА ВОДКОЙ ПОДОРОЖАЮТ САХАР И САМОГОН

Евдокимова Жанна
Опубликовано 01:01 31 Марта 2000г.
За первый квартал 2000 года отечественная водка стала дороже на 22 процента. Подорожание шло в течение первых двух месяцев и практически закончилось в начале марта. Теперь покупатели могут спокойно оглядеться и решить: какую водку все-таки пить - дорогую или дешевую.

Ей, водке (а точнее, пьющим ее), в годы реформ досталось меньше всех. Судите сами: за последние 10 лет хлеб и картошка подорожали в 25-30 раз, мясо - в 20 раз, масло сливочное - в 10 раз, а водка - лишь в 2,5 раза. Но алкогольный рынок в последние годы очень редко бывал спокойным. То его регулируют, то демонополизируют, то, напротив, возвращают государственную монополию.
На Руси всегда любили выпить, но было одно железное правило - монополия государства на производство и продажу алкоголя. При царе-батюшке на долю водки приходилась примерно треть от общих акцизных сборов, и немало самых насущных проблем решалось за счет алкогольных доходов. Они обеспечивали всеобщее начальное образование и проведение земельных реформ. Да и в советское время за их счет финансировалась как минимум половина военных расходов. Как можно было отменять государственную монополию на производство и продажу водки - уму непостижимо.
Добавьте к этому уйму других мероприятий: квотирование, лицензирование, установление и отмену различных льгот на ввоз алкоголя, введение всевозможных акцизных марок и одновременно штрафов за продажу немаркированной продукции. Неоднократно повышались размеры акцизов, которые в первом квартале 1994 года были доведены до 90 процентов, что привело тогда чуть ли не к параличу отрасли. Алкогольный рынок попал в мертвую зону, и было решено вернуться к надежной и проверенной веками практике - ввести вновь государственную монополию.
Пришлось бороться с разросшимся нелегальным производством. В прошлом году эта борьба начала наконец давать ощутимые результаты. Резко выросли объемы производства водки со 110% в первом квартале до 149,6% в четвертом. Чудес не бывает, просто теневая водка перестала быть невидимкой для учета. В нынешнем году таких сумасшедших темпов, разумеется, не будет. Судите сами: в 1984 году, перед самым антиалкогольным постановлением, население России приобрело, а следовательно и выпило, 240 млн. дкл. водки, и это была самая высокая цифра за предыдущие годы. А в 1999 году продано 223,5 млн. дкл., что составляет 93% к тому уровню. Доперестроечный рубеж почти достигнут.
Прошлый год для рынка водки был благоприятным во всех отношениях. Кардинально изменилась ассортиментная политика. Прежде водку, причем массовых и предельно дешевых сортов, делали все кому не лень. Но потом случайные производители, гнавшиеся исключительно за быстрой прибылью, покинули водочный рынок, а некоторые - и этот мир...
Сейчас на 200 действующих ликероводочных заводов приходится более 5 тысяч наименований водки. Цена массовых сортов колеблется в пределах 34-37 руб. за бутылку. А наряду с этим все больше стало появляться сортов водки среднего ценового сегмента: 45-70 руб. за бутылку, и спрос на нее становится все устойчивее. Не последнюю роль играет складывающаяся привычка к хорошему качеству алкоголя, стремление сохранить достигнутый уровень потребления и собственный "имидж".
И все бы хорошо, но тут опять на рынке алкоголя - встряска. С 1 января нынешнего года акциз на крепкий алкоголь повышен на 40% и составляет теперь 33 руб. 60 коп. на один литр. Вдогонку почти на треть повышены минимальные цены на водку, ликероводочную и прочую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов. Это - чтобы, как нам объяснили, оградить население от употребления некачественной продукции, а также в целях повышения конкурентоспособности отечественного алкоголя и, конечно же, защиты отечественного производителя.
На самом деле эти меры продиктованы необходимостью увеличения налоговых поступлений в бюджет. Только вот вырастут ли эти самые поступления, это еще вопрос. Надо всегда иметь в виду, что цены, которыми оперируют авторы фискальных проектов, - это цены предложения, а вовсе не спроса. Когда рынок относительно спокоен, то средние цены предложения и спроса достаточно близки. Но когда, как сейчас, равновесие рынка резко нарушается, цена спроса резко уходит вниз. Иными словами, начинают больше покупать дешевую водку. И вновь у теневиков появляется шанс. Следом начинается цепная реакция подорожания всех сортов водки. Это, надо полагать, для того, чтобы мы не запутались - где водка правильная, а где неправильная.
В результате такой заботы в течение первого квартала отечественная водка подорожала на 22 процента. И если бы население действительно покупало ее исключительно в магазинах, а не с рук, то оно должно было бы переплатить порядка 3,6 млрд. рублей.
Но эти расчеты носят сугубо кабинетный характер. Получила ли казна эти деньги сполна? Сильно в этом сомневаюсь. Уже есть признаки, что стало больше людей, покупающих водку с рук. Значит, в казну поступило денег гораздо меньше, чем ожидалось.
Не исключено, что кто-то решит водку вообще не покупать, а делать. И тогда казна получит еще меньше, зато вырастет продажа сахара. Его в запасах сейчас очень много. К тому же он весьма дешев - килограмм сахара-песка стоит в среднем 9 руб. 80 коп., а год назад - 11 руб. 70 коп. Иными словами, от сахара продавцам и производителям одни сплошные убытки. Не исключено, что, поднимая цены на водку, кто-то пытается решить заодно и проблему сахара. Если повысится спрос, можно будет тут же взвинтить на сахар цены. И прибыль обеспечена, и залежалые запасы уйдут.
Уже появились сигналы, что самогонщики заметно оживились. Например, в Твери самогон в начале года враз подорожал более чем в полтора раза. Сейчас там пол-литра стоит уже порядка 16 рублей, а совсем недавно было девять.
Многие эксперты полагают, что резкого подорожания национального напитка допускать не следовало. Негативный резонанс, как всегда, обеспечен, а реальная отдача - под большим вопросом. Но вот закончился квартал и можно подвести некоторые итоги. Разговоры о подорожании водки стихли. Похоже, новых неприятных неожиданностей до конца года не предвидится. Опасения, что люди в массовом порядке переключатся на потребление подпольной водки, пока не подтверждаются. Значит, прошлогодние тенденции к росту потребления хорошего алкоголя все же устояли.
Процесс подорожания пока практически иссяк, все постепенно устаканивается. Если в дальнейшем средние цены на водку и поднимутся, то исключительно за счет ассортиментных изменений - процесс расширения среднего ценового сегмента водки продолжается. Иными словами, хорошая водка находит все больше покупателей.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.