07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВСЛЕД ЗА ВОДКОЙ ПОДОРОЖАЮТ САХАР И САМОГОН

Евдокимова Жанна
Опубликовано 01:01 31 Марта 2000г.
За первый квартал 2000 года отечественная водка стала дороже на 22 процента. Подорожание шло в течение первых двух месяцев и практически закончилось в начале марта. Теперь покупатели могут спокойно оглядеться и решить: какую водку все-таки пить - дорогую или дешевую.

Ей, водке (а точнее, пьющим ее), в годы реформ досталось меньше всех. Судите сами: за последние 10 лет хлеб и картошка подорожали в 25-30 раз, мясо - в 20 раз, масло сливочное - в 10 раз, а водка - лишь в 2,5 раза. Но алкогольный рынок в последние годы очень редко бывал спокойным. То его регулируют, то демонополизируют, то, напротив, возвращают государственную монополию.
На Руси всегда любили выпить, но было одно железное правило - монополия государства на производство и продажу алкоголя. При царе-батюшке на долю водки приходилась примерно треть от общих акцизных сборов, и немало самых насущных проблем решалось за счет алкогольных доходов. Они обеспечивали всеобщее начальное образование и проведение земельных реформ. Да и в советское время за их счет финансировалась как минимум половина военных расходов. Как можно было отменять государственную монополию на производство и продажу водки - уму непостижимо.
Добавьте к этому уйму других мероприятий: квотирование, лицензирование, установление и отмену различных льгот на ввоз алкоголя, введение всевозможных акцизных марок и одновременно штрафов за продажу немаркированной продукции. Неоднократно повышались размеры акцизов, которые в первом квартале 1994 года были доведены до 90 процентов, что привело тогда чуть ли не к параличу отрасли. Алкогольный рынок попал в мертвую зону, и было решено вернуться к надежной и проверенной веками практике - ввести вновь государственную монополию.
Пришлось бороться с разросшимся нелегальным производством. В прошлом году эта борьба начала наконец давать ощутимые результаты. Резко выросли объемы производства водки со 110% в первом квартале до 149,6% в четвертом. Чудес не бывает, просто теневая водка перестала быть невидимкой для учета. В нынешнем году таких сумасшедших темпов, разумеется, не будет. Судите сами: в 1984 году, перед самым антиалкогольным постановлением, население России приобрело, а следовательно и выпило, 240 млн. дкл. водки, и это была самая высокая цифра за предыдущие годы. А в 1999 году продано 223,5 млн. дкл., что составляет 93% к тому уровню. Доперестроечный рубеж почти достигнут.
Прошлый год для рынка водки был благоприятным во всех отношениях. Кардинально изменилась ассортиментная политика. Прежде водку, причем массовых и предельно дешевых сортов, делали все кому не лень. Но потом случайные производители, гнавшиеся исключительно за быстрой прибылью, покинули водочный рынок, а некоторые - и этот мир...
Сейчас на 200 действующих ликероводочных заводов приходится более 5 тысяч наименований водки. Цена массовых сортов колеблется в пределах 34-37 руб. за бутылку. А наряду с этим все больше стало появляться сортов водки среднего ценового сегмента: 45-70 руб. за бутылку, и спрос на нее становится все устойчивее. Не последнюю роль играет складывающаяся привычка к хорошему качеству алкоголя, стремление сохранить достигнутый уровень потребления и собственный "имидж".
И все бы хорошо, но тут опять на рынке алкоголя - встряска. С 1 января нынешнего года акциз на крепкий алкоголь повышен на 40% и составляет теперь 33 руб. 60 коп. на один литр. Вдогонку почти на треть повышены минимальные цены на водку, ликероводочную и прочую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов. Это - чтобы, как нам объяснили, оградить население от употребления некачественной продукции, а также в целях повышения конкурентоспособности отечественного алкоголя и, конечно же, защиты отечественного производителя.
На самом деле эти меры продиктованы необходимостью увеличения налоговых поступлений в бюджет. Только вот вырастут ли эти самые поступления, это еще вопрос. Надо всегда иметь в виду, что цены, которыми оперируют авторы фискальных проектов, - это цены предложения, а вовсе не спроса. Когда рынок относительно спокоен, то средние цены предложения и спроса достаточно близки. Но когда, как сейчас, равновесие рынка резко нарушается, цена спроса резко уходит вниз. Иными словами, начинают больше покупать дешевую водку. И вновь у теневиков появляется шанс. Следом начинается цепная реакция подорожания всех сортов водки. Это, надо полагать, для того, чтобы мы не запутались - где водка правильная, а где неправильная.
В результате такой заботы в течение первого квартала отечественная водка подорожала на 22 процента. И если бы население действительно покупало ее исключительно в магазинах, а не с рук, то оно должно было бы переплатить порядка 3,6 млрд. рублей.
Но эти расчеты носят сугубо кабинетный характер. Получила ли казна эти деньги сполна? Сильно в этом сомневаюсь. Уже есть признаки, что стало больше людей, покупающих водку с рук. Значит, в казну поступило денег гораздо меньше, чем ожидалось.
Не исключено, что кто-то решит водку вообще не покупать, а делать. И тогда казна получит еще меньше, зато вырастет продажа сахара. Его в запасах сейчас очень много. К тому же он весьма дешев - килограмм сахара-песка стоит в среднем 9 руб. 80 коп., а год назад - 11 руб. 70 коп. Иными словами, от сахара продавцам и производителям одни сплошные убытки. Не исключено, что, поднимая цены на водку, кто-то пытается решить заодно и проблему сахара. Если повысится спрос, можно будет тут же взвинтить на сахар цены. И прибыль обеспечена, и залежалые запасы уйдут.
Уже появились сигналы, что самогонщики заметно оживились. Например, в Твери самогон в начале года враз подорожал более чем в полтора раза. Сейчас там пол-литра стоит уже порядка 16 рублей, а совсем недавно было девять.
Многие эксперты полагают, что резкого подорожания национального напитка допускать не следовало. Негативный резонанс, как всегда, обеспечен, а реальная отдача - под большим вопросом. Но вот закончился квартал и можно подвести некоторые итоги. Разговоры о подорожании водки стихли. Похоже, новых неприятных неожиданностей до конца года не предвидится. Опасения, что люди в массовом порядке переключатся на потребление подпольной водки, пока не подтверждаются. Значит, прошлогодние тенденции к росту потребления хорошего алкоголя все же устояли.
Процесс подорожания пока практически иссяк, все постепенно устаканивается. Если в дальнейшем средние цены на водку и поднимутся, то исключительно за счет ассортиментных изменений - процесс расширения среднего ценового сегмента водки продолжается. Иными словами, хорошая водка находит все больше покупателей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников