10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВНИЗ И ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ

Сенаторов Алексей
Опубликовано 01:01 31 Марта 2000г.

Судоходные компании переживают сегодня нелегкие времена. С 1990 года объем речных перевозок

Судоходные компании переживают сегодня нелегкие времена. С 1990 года объем речных перевозок упал в шесть раз. Едва ли не каждый год происходят события, наносящие отрасли новый удар. В 1998 году - августовский кризис, после которого рынок внутреннего туризма так и не оправился. В прошлом году война в Югославии привела к дальнейшему значительному спаду туристических перевозок.
Тем не менее, по словам заместителя министра транспорта России, руководителя службы речного флота Николая Смирнова, балансовая прибыль судоходных речных компаний России в 1999 году, по предварительным данным, превысила 1,5 млрд. рублей, что в три раза больше финансового результата 1998 года.
Создается впечатление, что ситуация в отрасли стала понемногу выправляться. Однако существуют и другие цифры: в 1999 году по сравнению с 1998 годом произошло дальнейшее падение основных производственно-экономических показателей. Например, объем грузовых перевозок упал на 3 процента, а грузооборот - на 6. Если смотреть не на отрасль в целом, а на отдельные компании, то положение выглядит еще хуже. Из шести пароходств, осуществляющих свою деятельность в границах Волжского, Московского, Камского, Волго-Донского, Беломоро-Онежского и Северо-Западного бассейнов, только Волжское пароходство добилось положительных показателей: рост объема грузовых перевозок и грузооборота составил соответственно 27 и 18 процентов.
На сегодняшний день часть некогда преуспевающих пароходств находится в состоянии банкротства, другие давно перестали платить налоги и заработную плату, третьи передают суда в оффшор и плавают под чужим национальным флагом. Однако существуют компании, которые даже в нынешней экономической ситуации не просто выживают, но и развиваются, уверенно занимая все больший сегмент рынка речных перевозок. Таким примером может служить уже упомянутая судоходная компания Волжское пароходство. Ее позиции по совокупности большинства показателей являются на сегодня наилучшими и заметно выравнивают общую статистическую картину отрасли.
Например, если рентабельность грузовых перевозок выросла в целом по отрасли на 15 процентов, то в Волжском пароходстве - на 31. В большинстве компаний речного транспорта отмечают нерентабельность пассажирских перевозок, однако в Волжском пароходстве рост по этому показателю составил в минувшем году 94 процента, в то время как в среднем он упал на 5 процентов.
Очень важно, что, добившись уверенного роста основных производственно-экономических показателей, руководство компании исправно выплачивает не только налоги в бюджет и заработную плату своим служащим, но и дивиденды по итогам 1998 года.
Конечно, общий кризис российской экономики отразился в свое время и на Волжском пароходстве. Как и подавляющее большинство отечественных компаний, оно имело налоговые задолженности в бюджет, хотя и весьма небольшие. Но начиная с 1998 года компания исправно их погашает и платит все текущие налоги. К примеру, задолженность по налоговым платежам уменьшилась за два года с 39 до 14,5 млн. рублей, а по внебюджетным платежам - с 23,5 до 12,7 млн. рублей. При этом на основании соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, заключенного с администрацией Нижегородской области, пароходство отказалось от дотаций из областного бюджета на местные пассажирские перевозки. Волжское, единственное из всех вышеперечисленных пароходств, не имеет задолженности по заработной плате, которая, кстати, индексируется два раза в год и является на сегодня одной из самых высоких в отрасли - в среднем 1800 рублей в месяц.
Важно, что развитие пароходства происходит не за счет сокращения рабочих мест и сворачивания социальных программ. Скорее наоборот, социально значимые мероприятия - одно из приоритетных направлений деятельности компании. Так, с 1996 года в Волжском пароходстве действует программа оказания материальной помощи ветеранам. В 1999 году организовано несколько благотворительных рейсов для инвалидов и ветеранов, на 30 процентов увеличены отчисления в профсоюзный фонд на материальную помощь, оплату путевок и медицинских расходов.
Объяснить такие успехи на фоне неважного положения дел в отрасли лишь удачным стечением обстоятельств невозможно. Как отмечает исполнительный директор компании Александр Белодворцев, "судоходные компании не могут похвастаться поддержкой и стимулированием развития отрасли со стороны государства. Скажу только, что совокупный уровень налогообложения судоходных компаний в России составляет 88,3 процента, тогда как среднемировой показатель - 11,7, а в странах свободной регистрации - 5. Безусловно, нужны решительные меры, обеспечивающие защиту интересов российского флота. Однако нельзя сидеть сложа руки и жаловаться на обстоятельства. Необходимо постоянно изыскивать собственные резервы, отслеживать малейшие изменения на рынке, не экономить средства на изучении его конъюнктуры, работать по всем направлениям, чтобы добиться наибольшей их рентабельности. К примеру, в прошлом году мы освоили новые грузопотоки вокруг Европы и постоянно ведем поиск новых, высокотарифицированных потоков. Произвели организационные изменения в структуре управления международными перевозками. И, конечно, особое внимание уделяли качеству исполнения заказов. Иными словами, научиться работать без поддержки государства, в условиях жесточайшей конкуренции - значит преодолеть темную полосу на флотской тельняшке. Считаю, что нам это удалось".
Наглядное подтверждение словам Александра Белодворцева - заказ на перевозку 60 тысяч тонн хлористого калия из Соликамска в Санкт-Петербург, который Волжское пароходство в прошлом году "перехватило" у Камского. Этот заказ нижегородцы получили не за счет более низких тарифов, а "взяв" качеством - ведь за последние пять лет пароходство не получило ни одной претензии за срыв сроков доставки грузов.
Конечно, тяжелая экономическая ситуация в стране, несовершенство валютного законодательства, конкуренция со стороны иностранных перевозчиков осложняли и без того непростое положение в отрасли. Однако, как мы видим, списывать на это все свои трудности и неудачи неправильно. То, что и в этих условиях можно успешно и эффективно работать, доказывает пример таких компаний, как Волжское пароходство.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников