ИРИНА БУГРИМОВА: ЖДАЛИ МАЛЬЧИКА, А РОДИЛАСЬ Я

Маленькую девочку Иру в цирк привел отец, известный ветеринар, и она впервые увидела манеж из-за кулис... С тех пор было многое - блистательные выступления на лучших аренах, съемки в фильмах, принесшие артистке всенародную любовь. Но самые ранние впечатления за долгие годы тоже отнюдь не померкли.

- Вся наша семья, а были в ней и военные, и врачи, любила искусство, - начала свой рассказ Ирина Николаевна. - Мой дед, контр-адмирал Иосиф Иосифович Федорович - легендарный моряк, участник обороны Севастополя в 1854 - 1855 годах. Какая это была знаменитая фамилия на Украине! К сожалению, дедушку я не застала в живых, но, когда бывала в Севастополе, всегда заходила в Музей обороны города - посмотреть на его портрет работы Айвазовского. Они с Иваном Константиновичем были друзья... Папа тяготел к театру. Домой часто приходили знаменитые люди. Мы, дети, к приезду гостей всегда разучивали песни, стихи, танцы. И однажды кто-то, заметив мою пластичность, посоветовал родителям отдать меня в балет.
Ирочка Бугримова успешно выдержала строгие экзамены в балетную студию при Харьковском оперном театре. Минуло три года учебы, довольно успешной: выходы в спектаклях, приглашение в труппу театра... Но стать балериной ей было не суждено.
- В детстве я была, если можно так сказать, ужасным сорванцом. Собственно, этого от меня и ждали. Дело в том, что хотели мальчика, а родилась я. И вот стали воспитывать меня как мальчика. Не стесняли запретами, даже одевали в штанишки (тогда это было редкостью, не то что сейчас, когда чуть ли не все девчонки разгуливают в джинсах). Наш загородный участок был очень просторен: площадка для игры в крокет, теннисный корт, качели, даже аттракцион "гигантские шаги". Специально для меня держали пони. Вообще к лошадям я всю жизнь неравнодушна, это мое любимое животное.
Фотоальбомов в квартире Бугримовой - целая гора. Обращаю внимание на обилие снимков, сделанных на стадионах. Кроме того, в домашнем архиве Ирины Николаевны хранятся всевозможные призы, почетные грамоты. Сразу видно, что на какое-то время спорт вытеснил все другие интересы. Многосторонности талантов девушки можно только позавидовать: бег, метание мяча, диска, копья, прыжки в длину, толкание ядра, хоккей с мячом, беговые коньки, прыжки в воду с вышки... И во всех этих дисциплинах - высокие результаты. В 1928 году Бугримова участвовала в первых Всесоюзных спартакиадах - летней и зимней - и заняла несколько первых мест. Но параллельно зрела и крепла еще одна страсть, которая со временем стала главной.
- Цирк я неосознанно полюбила, думаю, еще в детском возрасте, когда состояла "ассистенткой" у папы, - моей обязанностью было подавать ему инструменты. Когда я поведала маме о своей привязанности, она ужаснулась: "Ирочка, на тебе же будет клеймо на всю жизнь - циркачка"... Но это меня не остановило. В обществе тогда царила особая атмосфера. В годы первых пятилеток народу нужны были герои - и они появлялись. Ореол героизма окружал знатных мастеров производства, полярников, спортсменов. И артистов цирка тоже. Кстати, работать в цирк многие приходили как раз из спорта. Так судьба свела нас с Александром Буслаевым - талантливым человеком, увлекавшимся музыкой, спортом, мотоциклом. Все эти интересы разделяла и я. Познакомившись, мы стали искать общее дело. В Харьковском цирке с нами заключили договор на подготовку аттракциона "Полет на санях". Задача заключалась в том, чтобы пролететь под куполом цирка сквозь движущиеся кольца на снаряде, похожем на сани, со скоростью 75 - 80 километров в час. Номер готовили полтора года. В результате - успех. А наш творческий союз с Буслаевым перешел в семейный.
Однажды управляющий цирками Москвы Александр Данкман предложил мне работать с леопардами. Идея показалась интересной, только вот если бы не леопарды (которые все-таки лишь большие кошки), а львы... Вскоре в одном зверинце нашлось трое львят. Я искала к ним подход, изучала нрав. Назвала Гаем, Юлием и Цезарем - в честь знаменитого древнеримского властителя, гордого и смелого человека с львиным сердцем. С Цезарем мы потом проработали много лет. А сколько раз он спасал меня от своих менее послушных собратьев... Дрессировщик всегда должен быть начеку, слюнтяйство для него смерти подобно. Ведь хищник остается хищником, даже если у него приглушены инстинкты. А представьте, что этих зверей у меня на арене бывало до 16 - больше просто манеж не позволяет.
- А как львы ладят друг с другом?
- Они - стадные животные, и стоит кому-нибудь начать драку, сразу же все начинают выяснять отношения между собой. За 40 лет работы моим ассистентам несколько раз приходилось разливать их водой из шлангов.
- Выступления не срывались?
- Случалось. Бывало, приходит мой помощник Пашка: "Арина Николавна, чавой-то Цезарь там заводится". Приходится ждать, пока звери успокоятся.
- А вам самой не доставалось от ваших подопечных?
- Да на мне живого места нет - сплошь шрамы. И что интересно - когда совала голову в пасть льву, ничего страшного не происходило. А казалось бы, в безобидных ситуациях случались неприятности. Однажды в аттракционе "Воздушные качели", когда мы находились под куполом, лев Таймур вдруг впился клыками в мое колено. Это было неожиданно, потому что он, единственный из моих львов, не боялся высоты. И в других номерах проявлял смелость - например, ехал на багажнике мотоцикла. А тут такое... Я еле-еле закончила номер, на белом трико вокруг колена выступили пятна крови. Возможно, зрители этого и не заметили. Я же, как ни в чем не бывало, улыбалась, ведь цирковые артисты обязаны заканчивать каждый номер улыбкой... Но боль все усиливалась, а на следующий день стала невыносимой. Пришлось делать операцию. Потом доктор сказал, что у меня начиналась гангрена, но все, к счастью, обошлось.
Еще был случай в Польше. Один из львов, по имени Гриф, ударил меня лапой по лицу. Оркестр замолк, в зале наступила полная тишина. Кровь залила мне глаза, я потеряла сознание. На четвертый день после операции я вышла на манеж, скрывая под гримом искалеченное лицо, а вне манежа ходила в больших темных очках. Боялась, что останусь такой на всю жизнь. К счастью, на родине наши врачи сотворили чудо...
Да, многое стоит за пресловутыми улыбками артистов на сцене: и тяжкий труд, и боль... Например, дрессировщик, с которым я проработала бок о бок 12 лет и которому передала свою группу львов, впоследствии заболел диабетом из-за пережитого стресса: его жена, акробатка-воздушница, разбилась. Люди отдают цирку жизнь - во всех смыслах слова.
- Знаю, что среди коллег часто и семейные союзы, вроде вашего, образуются. Правда, не всегда счастливые...
- Вообще-то в цирке много вполне благополучных пар. Если же вы имеете в виду наш с Буслаевым брак, то он вышел непрочным в значительной мере из-за амбиций Александра. Да и с другим супругом не получилось. Мне кажется, чем лучше я относилась к мужьям, тем хуже они относились ко мне.
- Вы побывали во многих странах мира и, конечно же, сравнивали мастерство наших и зарубежных артистов. Кто впечатлил вас больше всего?
- Трудно отдать кому-то предпочтение. Хорошие артисты есть всюду. И сильны всяк по-своему. Например, китайцы - великие труженики, немцы удивительно изобретательны, головасты... Да, немало я постранствовала. Легче сказать, где не была. Разве что на том свете. Но не спешу туда и в свои девяносто...