04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СУДИСЬ ИЛИ ВЫКУПАЙ

Привалов Дмитрий
Опубликовано 01:01 31 Марта 2004г.
Получила неожиданное кое для кого продолжение скандальная история с притязаниями Германии на недавно объявившееся полотно Рубенса "Тарквиний и Лукреция" (1612 г.).

Напомним, что полгода назад сразу несколько немецких газет выступили с сенсационным сообщением: наконец-то найдена знаменитая работа Питера Пауля Рубенса, таинственно исчезнувшая в 1945 году из особняка нацистского преступника Геббельса. Однако радость германских ценителей прекрасного была омрачена тем, по их мнению, вопиющим фактом, что "Тарквиний и Лукреция" объявились не где-нибудь в музейных запасниках, а, о майн Готт, "в руках русской мафии", которая запросила за шедевр великого фламандца 80 млн. евро (кстати, эксперты Эрмитажа его оценили на 30 - 35 млн. дороже). Под прикрытием байки про "русскую мафию" на Западе была развернута целая кампания по репатриации найденного Рубенса в Потсдамский музей, где он находился до 1942 года, пока не перешел в частную собственность любовницы министра нацистской пропаганды Йозефа Геббельса. Власти Германии заявили, что картина является перемещенной ценностью, и потребовали от России ее выдачи на безвозмездной, разумеется, основе.
Генпрокуратура РФ среагировала быстро. Картина была арестована и помещена в запасники Музея изобразительных искусств имени Пушкина до окончания положенных в таких случаях следственных действий. Выяснилось, что полотно "Тарквиний и Лукреция" в качестве личного трофея было вывезено из Германии в конце второй мировой войны офицером Советской армии. Скрученный в рулон, никем не узнанный, "Рубенс" почти полвека пролежал в комоде среди старых вещей. Уже в наше время после серии перепродаж его третьим владельцем стал 37-летний российский предприниматель и коллекционер Владимир Логвиненко. Благодаря усилиям удачливого бизнесмена удалось установить подлинность кисти знаменитого фламандца и вступить в переговоры с музеем в Потсдаме, которые, едва начавшись, закончились тем, что прокуратура Германии возбудила против российского коллекционера уголовное дело с формулировкой: "Пособничество в приобретении имущества, добытого бандой преступным путем".
И вот позавчера Генпрокуратура РФ специальным письмом уведомила правоохранительные органы Германии и наш Минкульт, что она признала законность приобретения Владимиром Логвиненко "Тарквиния и Лукреции" и постановила возвратить ему картину. Кстати, подобные случаи оговорены решением Конституционного суда России, где четко прописано, что ценности, вывезенные из послевоенной Германии в частном порядке, не подпадают под действие закона о реституции. Да и все сроки давности уже истекли. На Западе в подобных случаях государство просто выкупает произведение у владельца. Об этом не могли не знать люди, затеявшие с русскими игру "отберем на халяву". Теперь для немецкой стороны остались две возможности законно заполучить вожделенного Рубенса: попытать счастье в суде в рамках гражданского законодательства РФ или все-таки вступить в торги с "добросовестным приобретателем" Логвиненко.
А пока коллекционер подписал в Санкт-Петербурге договор, согласно которому многострадальное полотно после завершения реставрационных работ займет свое место в постоянной экспозиции государственного музея "Эрмитаж", оставаясь при этом в частной собственности. Подобное в российских музеях теперь не редкость.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников