06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОКЗАЛ НА ТРОИХ

Александрова Людмила
Опубликовано 01:01 31 Марта 2004г.
Раньше в нашей стране строили долго и будто нехотя. Теперь, наоборот, стараются побыстрее и с размахом. Что само по себе явление положительное, если бы не кое-какие последствия, порой даже с человеческими жертвами. То аквапарк непонятно от чего обвалился, то слишком уж легко рассыпался в труху от взрыва газа жилой дом в Архангельске, то в Москве земля не держит сверхдорогие монстры-небоскребы.

"Праведный гнев" при авариях принято обрушивать на строителей. По традиции их выставляют в роли стрелочников - это, дескать, они недоделали, недоукрепили. Хотя эксперты не могут ни выявить серьезных нарушений, допущенных при ведении работ, ни сформулировать претензий к качеству монтажа. Загадки аварий грозят так и остаться загадками, если не вглядеться пристальнее в главные лица на стройке - в лица заказчиков, которые, собственно, определяют и сроки, и уровень финансирования, и степень соответствия проекта архитектурным изыскам и элементарным нормам безопасности. Именно заказчик во всех смыслах закладывает фундамент любой стройки. Как положит, таким и будет здание.
Очередной сюжет на эту тему разворачивается сейчас в Красноярске. Руководство ОАО "РЖД" решило построить там новый железнодорожный вокзал. На месте старого, который окончательно пришел в ветхость.
В подрядчики выбрали солидную фирму - Балтийскую строительную компанию (БСК). Она уже много лет успешно работает по всей стране, специализируется на транспортном строительстве, выполняет самые серьезные заказы тех же железнодорожников. Репутация БСК очень высока, обороты - на много миллиардов рублей, к качеству претензий никогда не было. Не зря сам экс-министр путей сообщения, а ныне глава "РЖД" Г. Фадеев неоднократно говорил, что не было и нет другой компании, кроме БСК, способной хорошо выполнять заказы железнодорожников.
Короче, давай, заказчик, зеленый свет, и поехали трудиться!
Но тут-то в ОАО "РЖД" ни с того ни с сего внезапно "засемафорили". Прежде всего потребовали почти втрое сократить сроки строительства. Вместо требуемого на возведение такого объекта 51 месяца захотели, чтобы строители уложились в 19 и поспели к первому воскресенью августа - Дню железнодорожника. Неохотно в БСК согласились. Хотя, как профессионалы, сразу поняли, что такая гонка отразится на смете. Ведь пришлось дополнительно привлекать квалифицированных рабочих (в Красноярске их недостаточно), обеспечивать вахтовый метод строительства, в результате чего затраты увеличились.
С проектом красноярского вокзала заказчики тоже намудрили. Слишком долго согласовывали и увязывали, поэтому строителям пришлось начинать работы, еще не имея утвержденной проектно-сметной документации. Но профессионалы готовы были одолеть и эту проблему.
Вскоре обнаружилась и третья беда. Главная и такая привычная для нашей страны - финансирование. Утвердив график перечисления денег на производство строительно-монтажных работ, ОАО "РЖД" тут же стало его нарушать. В прошлом году БСК получила от железнодорожников лишь 102 миллиона рублей вместо расчетных 160, то есть на треть меньше. Причем и переводились деньги, как это часто бывает, в самые последние дни месяца, что сильно тормозило работы.
"Балтийцы" вынуждены были фактически авансировать стройку, выкладывать собственные деньги, чтобы сохранить высокий темп. И надеялись, что заказчик поймет ситуацию правильно и соответствующим образом ее оценит.
Однако руководители железнодорожников сумели оценить героические усилия строителей с точностью до наоборот. Во время визита в Красноярск один из них вдруг заявил, что задержки в сроках строительства могут увеличить его сметную стоимость, допустить этого нельзя, а потому от подрядчиков, завышающих расходы, надо отказываться... Вот как! Буквально все с ног на голову! Словно не сами заказчики загнали своими проволочками строителей в экстремальную ситуацию. Словно не железнодорожники сорвали дополнительное соглашение по финансированию работ в 2004 году, согласно которому в январе-феврале должно было выделяться по 100 миллионов рублей, а получала БСК всего по 50-60 миллионов.
Позиция руководства удивила многих даже в самом железнодорожном ведомстве. Слишком уж она, мягко говоря, странная. Кое-кто заподозрил здесь даже личную корысть начальников. Действительно, коли деньги по смете выделены, куда они делись и где крутились?
И если уж начальники так заботятся о сроках, то почему грозятся объявить тендер для поиска нового подрядчика? Ведь и сам конкурс, и приход на красноярский вокзал другой компании в любом случае намного отодвинут срок сдачи объекта, и, по той же логике, снова увеличится его сметная стоимость.
Для специалистов ясно, что в случае возникновения треугольника "БСК - ОАО "РЖД" - новая строительная фирма" в нем, как в известном Бермудском треугольнике, будут потеряны не только время и деньги, но и поставлено под угрозу качество работ. Тридцатиметровой высоты здание вокзала будет строиться авральным методом, который, как известно, ничего хорошего не сулит.
Напрашивается вопрос: кто из троих тогда понесет всю полноту ответственности за возможные последствия?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников