АССИЗЫ - РОДОМ ИЗ ФРАНЦИИ

Институт присяжных заседателей появился на свет в конце XVIII века как одно из следствий Великой французской революции. Под нож гильотины пошла голова Людовика XVI, а вместе с ней и королевская юстиция. Ее место заняло демократическое правосудие, в котором важная роль стала принадлежать суду присяжных - ассизов. Кстати, это с легкой руки Наполеона суд присяжных распространился в Европе - в Бельгии, Германии, Италии, то есть в тех странах, которые ему удалось на некоторое время завоевать.

Если в те далекие времена через такие суды проходило множество дел самого разнообразного свойства, то сейчас картина сильно изменилась. Роль ассизов во Франции серьезно сократилась, и на их долю нынче приходится чуть более одного процента рассматриваемых дел. Это, как правило, серьезные уголовные дела, в которых подсудимым грозит минимум 10-летнее тюремное заключение. Речь идет о преднамеренных убийствах, групповых изнасилованиях, организации сети наркоторговли...
Французский суд присяжных заседателей состоит из трех профессиональных судей, 9 присяжных, когда дело рассматривается в первой инстанции, и 12 - в том случае, если подается апелляция. Присяжные выбираются на вполне определенный процесс методом лотереи среди граждан, достигших 24-летнего возраста и обладающих правом голоса на национальных выборах.
Пожалуй, самый громкий за всю историю Франции процесс с привлечением присяжных сейчас проходит в городе Анжер, на котором судят 66 человек, обвиняемых в педофилии, "особо тяжкой форме сутенерства", изнасиловании и инцесте.
До официального открытия суда, исходя из списка избирателей, было отобрано несколько десятков человек. Затем состоялась жеребьевка, в результате которой выбор пал на четырех женщин и пятерых мужчин. Это люди в возрасте от 37 до 61 года. Среди них есть пенсионер, в прошлом механик, секретарша, водитель автобуса, санитар.
Процесс начался в начале марта и должен завершиться в конце июня. После чего девять присяжных вместе с судьями изолируются в помещении специально оборудованной для них профессиональной школы в городе Анжер. На время выработки вердикта, а это может занять несколько дней или более, они будут полностью отрезаны от внешнего мира. У них не будет ни радио, ни телевидения, ни газет, ни телефона - с тем, чтобы они имели возможность самостоятельно, без какого-либо давления извне принять совместное решение.
КОММЕНТИРУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
Валерий МУРАТОВ, декан юридического факультета Национального института бизнеса:
- На мой взгляд, суды присяжных заседателей - достаточно демократический институт, который должен гарантировать справедливость в вынесении судебных решений. Однако нормы, регламентирующие работу данного института, к сожалению, не совсем совершенны. По действующему законодательству одни и те же присяжные заседатели могут участвовать в год только в одном судебном процессе. Но уголовных дел, которые согласно Уголовно-процессуальному кодексу рассматриваются с участием присяжных, в судах - сотни. Выходит, заседателей необходимо все больше и больше. При этом не секрет, что лишь незначительное число из них обладают хотя бы зачатками юридических знаний и способны отличить достоверный факт от фикции. Поэтому суды присяжных зачастую не в состоянии вынести квалифицированное решение.
Есть у института присяжных еще один недостаток. Они подбираются методом случайного отбора с соблюдением ряда условий: нет судимости, не имеет отношения к правоохранительным органам и так далее. Но в душу каждому не заглянешь. Если в депутаты проходили люди с уголовным прошлым, то что уж говорить о присяжных? Ими нередко становятся люди, которые легко поддаются влиянию адвоката подсудимых, идут на сомнительные сделки с их друзьями и родственниками. Процессы у нас порой длятся много месяцев, и есть время, чтобы "договориться".
Конечно, суды присяжных - дело перспективное. Но правовое положение этого института, механизм подбора присяжных еще недостаточно продуманы и нуждаются в серьезной корректировке.
Генерал-майор Юрий ТОРОПИН, первый заместитель начальника криминальной милиции ГУВД Московской области:
- Помню, много лет назад, когда я был начинающим оперативником, суд оправдал вора, задержанного нами практически с поличным. Счел, что собранных доказательств недостаточно. Тот случай стал уроком: было понятно, что мы недоработали. Но когда появились суды присяжных заседателей, а именно в нашей области они проходили "обкатку" начиная с середины 90-х годов, их вердикты нередко вызывали у меня и моих коллег недоумение, а порой просто оторопь. Хотя заседателям предоставляли все необходимые доказательства, они объявляли подсудимых невиновными в четырех случаях из пяти. Порой, на мой взгляд, это связано с тем, что юридически неподготовленные люди, случайно попавшие в присяжные, просто руководствуются эмоциями: обвиняемый уже раскаялся, у него жена, дети - чего его сажать... А иногда, по нашим данным, на них оказывается прямое давление. Оставшиеся на свободе приятели подсудимых, их родственники, адвокаты уговорами или угрозами склоняют присяжных к "гуманному решению". Но доказать это практически невозможно. Случай с адвокатом Паршуткиным - просто невероятное стечение обстоятельств.
Правоохранительные органы обязаны защищать общество от преступных посягательств. Чтобы поймать вора, мошенника, бандита, десятки, а то и сотни наших сотрудников напряженно работают неделями, месяцами. Представляете наше состояние, когда суд присяжных перечеркивает результаты всех этих усилий только потому, что "стало жалко" обвиняемого или его адвокату "удалось договориться". Поэтому у меня лично складывается впечатление, что суды присяжных в наших условиях введены преждевременно.
В 2004 году в Московском городском суде с участием присяжных заседателей было рассмотрено 40 уголовных дел, по которым проходили 90 обвиняемых. 27 обвиняемых по решению присяжных были оправданы. Из них 12 человек обвинялись в убийстве, 9 - в превышении должностных полномочий, 2 - в получении взятки.
В 2005 году в Московском городском суде с участием присяжных заседателей было рассмотрено 5 уголовных дел, по которым проходили 9 обвиняемых. Все 9 были оправданы.