ОТМЕТИЛИСЬ

В понедельник Иннокентию Смоктуновскому исполнилось бы 80. Мне казалось, что этому событию ТВ посвятит программы если не целого месяца (благо театральное и кинематографическое наследие актера обширно и, к счастью, зафиксировано на пленке), то по крайней мере всей недели. На самом же деле, кроме "Культуры", представившей весьма обширную ретроспективу, лишь канал "Россия" заметил юбилейную дату, приурочив к ней показ фильма "Девять дней одного года". Да и то выдал его в восемь утра. Что называется, отметился.

В последнее время - не без активного участия ТВ - у нас сложился определенный стереотип актера-"звезды". Непременно снимается в популярных сериалах. Приглашает любопытных тележурналистов к себе на загородную виллу, дабы познакомить поклонников со своей "растительной жизнью".
Редко когда увидишь передачу о любимых актерах, где бы нам рассказывали о непарадной, будничной стороне их жизни. Еще реже узнаешь из телепередачи о том, какой ценой создаются шедевры искусства. Облегченный, сверкающий блеском благополучия образ "звезды" должен, получается, вызывать восхищение, зависть, острое желание любым способом достичь подобного же успеха.
Может, поэтому так привлекла внимание передача "Фрунзик Мкртчян. История одиночества", показанная в начале прошлой недели. Зритель, привыкший видеть этого актера в ярких комедийных ролях, не знал, конечно, о трагедии, которую тот пережил в своей личной жизни. Распад СССР, развал многонациональной советской кинематографии, изоляция, в которой оказалась Армения, - все сыграло свою роковую роль...
Передачи, подобные этой, позволяют увидеть хорошо знакомый талант под новым углом зрения. А в документальной ленте "Русская звезда третьего рейха" поставлена иная задача: рассказать зрителям о жизни и творчестве малоизвестной у нас Ольги Чеховой. Уехав из страны еще в 1921 году, она сделала в Германии блестящую театральную и кинематографическую карьеру: 150 ролей в кино, слава, мало в чем уступающая той, что сопровождала Марлен Дитрих.
Но судьбе ее не позавидуешь: оказавшись в непосредственной близости к Гитлеру и его окружению, она тайно выполняла сложные, рискованные задания советских спецслужб. Не раз оказывалась на краю гибели, чудом избегая ее. Авторы телефильма главный акцент сделали именно на этой, детективной стороне жизни актрисы, творчество же осталось фоном, на котором разворачиваются политические страсти. К чести телевизионщиков, они не стали копаться в личной жизни Чеховой, проверять слухи об интимных отношениях, которые у нее якобы были с кем-то из высшего фашистского руководства.
Считается почему-то, что, говоря о "звездах" на ТВ, можно нарушать элементарные правила приличия. В минувшее воскресенье в передаче "Приглашает Борис Ноткин", где гостьей была киноактриса Лариса Лужина, журналист заставил нас вспомнить о нравах бесцеремонных западных папарацци. Он с первых же фраз стал допытываться у артистки о тайнах ее отношений с другими "звездами". Первым тщательную проверку прошел Александр Галич, потом Булат Окуджава, затем Владимир Высоцкий...
Поначалу актриса по наивности признавалась, что ей, как творческой личности, необходимо во время съемок быть кем-нибудь увлеченной. Потом, догадавшись, куда клонит журналист, вынуждена была "прямым текстом" заявить, что ни с кем из названных Ноткиным людей интимных отношений у нее не было.
В воскресной программе Сергея Урсуляка "Пестрая лента", посвященной Смоктуновскому, "клубнички", к счастью, не было. Зато в избытке присутствовали не очень достойные, мелкие уколы и обиды со стороны некоторых коллег. Кто-то упрекнул актера, что он на сцене "тянул одеяло на себя". Другой сказал, что тот ревностно следил, чтобы никто на съемочной площадке не получал гонорара больше, чем он. Третий констатировал: Смоктуновский брался за любые роли, хотя плохо играл злодеев...
Некоторые актеры - участники передачи не ограничились профессиональными замечаниями. Стали вспоминать какие-то эпизоды из жизни своего коллеги, где тот допускал бытовую оплошность или минутную слабость. К моему удивлению, ведущий цикла, сам превосходный режиссер, любящий актеров и умеющий в своих передачах точно и тонко рассказать о них, не только не возражал, но и кое-где, занимаясь не свойственными ему киноведческими изысканиями, говорил о некоем кризисе в творчестве Смоктуновского. Боюсь, после такой передачи многочисленные поклонники актера остались в некоторой растерянности.