АТЫ-БАТЫ - ВСЕХ В СОЛДАТЫ!

Вчера правительство одобрило предложение Минобороны сократить 9 отсрочек от призыва. Среди тех, кому скоро придется хлебнуть солдатских щей, молодые отцы, сельские учителя и специалисты ВПК.

То, что получить заветный "белый билет" вскоре будет гораздо труднее, стало ясно сразу после того, как высшее военное руководство страны объявило о намерении сократить с 2008 года срок срочной службы по призыву вдвое. Долго было не ясно, кто же попадет под секвестр. И вот теперь вердикт властей объявлен. Сокращению подлежат почти все профессиональные отсрочки и часть социальных - всего 9 видов. Медицинские решено пока не трогать.
Судя по всему, Госдума правительственный вариант поддержит. В этом случае, возможно, уже со следующего года пойдут в солдаты те, кто учится на милиционера и пожарника, таможенника и наркополицейского. Та же участь ждет и молодых специалистов, которые после получения дипломов пришли на стратегически важные предприятия, в основном принадлежащие оборонке. Таких по специальному перечню правительства сейчас более 200. Придут повестки и тем, кто пока избегал казармы на основании президентских указов. Это, к примеру, таланты из мира науки и искусства - 600 и 500 человек соответственно, дипломированные финансисты-налоговики - до 1000 человек, священнослужители - 300 человек.
Даже самый яростный противник армии наверняка понимает, что сокращение сроков службы и количества отсрочек - вещи взаимосвязанные. Но подступаться к этой непростой задаче можно по-разному. Проще, конечно, взять большие ножницы и просто отрезать от списка 9 пунктов. Однако на деле изменение порядка комплектации армии - слишком сложная, дорогостоящая и болезненная для общества операция, чтобы ее можно было проводить механически. С силовиками проще - они даже выиграют, если в их ряды будут приходить только парни с армейской закалкой. Сложнее с оборонкой. Она только начала подниматься с колен, и каждый молодой специалист в отрасли, где средний возраст давно зашкалил за 50 лет, буквально на вес золота. По крайней мере директорский корпус в шоке от планов военного ведомства лишить их "молодых и перспективных".
Еще большее недоумение вызывают планы ставить под ружье сельских учителей и врачей. По данным Минобразования, например, по их ведомству подлежат призыву около тысячи человек. Погоды для армии они не сделают. Спрашиваю Нину Дмитриевну Нагаткину, ушедшую на пенсию с должности директора одной из подмосковных школ. Она руками машет:
- Да у нас и в советские-то времена молодых мужчин-учителей на руках носили. А сейчас тем более. Работа низкооплачиваемая и абсолютно не престижная. И единственным стимулом была отсрочка. Причем прибегали к ней те, кто действительно шел в учителя по призванию. А после армии молодой педагог в школу уже не вернется.
О молодых сельских врачах и говорить нечего. Их в глубинке в любом районе сейчас по пальцам пересчитать можно. Отправить их на год в казарму - значит лишиться совсем. Вот и получается: одна рука продвигает национальный проект по здравоохранению, а вторая подрубает его на корню.
В панике и те, кто является единственным кормильцем для престарелых родителей, а также и молодые отцы. Последние рискуют оставить жен с грудным ребенком на руках без средств к существованию. Этих вопросов не возникало бы, если государство заявило о готовности компенсировать материальные потери таких семей за время ратного труда их сыновей и мужей. Но о такого рода поправках в законодательство не слышно. Начальник Главного оргмобуправления Генштаба генерал Василий Смирнов между тем заявил, что уже этой весной "у нас есть возможность отобрать лучших". С отменой ряда отсрочек, надеются в военном ведомстве, выбор будет шире.
БЛИЦОПРОС
Борис ГАБАРАЕВ, генеральный директор НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля:
- Мы к намерениям правительства призывать из оборонки молодых специалистов относимся крайне отрицательно. Если после окончания вуза их сначала отправить на год в казарму, то растеряют половину знаний и навыков. Еще хуже, если будут срывать с места тех, кто уже проработал на предприятии несколько лет. И я хочу спросить, что важнее для страны - чтобы наши заводы делали для армии первоклассное оружие или чтобы дипломированный физик год мыл полы в казарме? Сейчас из десяти молодых специалистов у нас остается шесть. Если им придется пройти через армию, потери будут вдвое выше.
Владимир СЕМИКИН, краснодарский рабочий:
- Так получилось, что у меня уже есть семья и даже маленькая дочь. Ей сейчас два с половиной года. Жена учится в университете, а мне учебу пришлось бросить - кому-то надо кормить и одевать семью. Конечно, родственники время от времени подкидывают деньжат и продуктов, но все же основная забота о хлебе насущном лежит на мне. Зарабатываю в основном на стройке - бетонщиком, помощником каменщика. У меня была отсрочка от армии, но, говорят, скоро маленький ребенок не будет приниматься в расчет. Мы с женой просто в отчаянии. На что семья будет жить? Признаюсь, что мы планировали еще одного ребенка. Теперь об этом придется забыть.