ДАЛЬНОБОЙЩИКАМ НЕ ДО СМЕХА

Беспрецедентная акция протеста международных автоперевозчиков прошла вчера в Калининградской области. Сотни фур с черепашьей скоростью двинулись по Большой окружной дороге на светлогорскую трассу. Синие ленточки Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП) и плакаты на грузовиках выражали недоумение и гнев по поводу планов федерального правительства ликвидировать местных предпринимателей. Именно так дальнобойщики трактуют вступление в силу закона об особой экономической зоне.

Казалось бы, парадокс - люди против закона, который должен поднять экономику и благосостояние калининградцев. Но на деле получается иначе. Уже в субботу, когда вступит в силу закон, 2574 принадлежащих членам АСМАП автомобиля и 6000 грузовиков, чьи владельцы не входят в ассоциацию, не выйдут на трассу. 15 тысяч человек потеряют работу, их семьи - источник дохода, а бюджеты различных уровней недосчитаются 7 миллионов долларов ежегодных налоговых поступлений.
Хотели, конечно, как лучше, но получилось, что ОЭЗ провоцирует потрясения в экономике анклава. Во всяком случае 15-я глава закона ставит крест на одной из наиболее рентабельных отраслей - на международных автоперевозках грузов. На маршруте Европа - большая Россия, где заключаются самые выгодные контракты, зарабатывают деньги 80 процентов калининградских автопредприятий. Большая часть грузовиков растаможена на область. Во время действия прежнего закона об ОЭЗ государство сознательно пошло на это: если уж калининградцы со всех сторон окружены иностранными государствами и платят им дорожный сбор, то пусть хотя бы растаможка для них будет льготной.
С тех пор по дороге из Берлина в Москву, например, фуры-международники обходят Калининград южнее. А если все эти тысячи грузовиков пойдут через наш регион, как того требует новый закон, то граница встанет в пробке. Однако вопреки здравому смыслу и экономической целесообразности местным автопоездам, растаможенным в соответствии со льготами ОЭЗ, с 1 апреля запрещено ездить напрямую между Европой и Россией.
Где же выход? Переоформлять весь автопарк, растамаживать фуры на Россию? Тогда за один грузовик придется доплатить порядка 10 тысяч долларов. А что такое "выдернуть" из малого бизнеса такие деньги? Он просто разорится.
Перевозчики пытались решить эту проблему на этапе формирования закона об ОЭЗ, но их не услышали. Теперь под нажимом калининградских "ходоков" вроде бы готовится постановление правительства РФ о временном порядке освобождения от таможенных платежей. Проблему выживания бизнеса это не снимает, но хотя бы отодвигает кризис по времени. Интересно, что на всех уровнях власти АСМАП встречает поддержку, никто перевозчикам впрямую не отказывает, но сроки, сроки... Даже если ни одно из ведомств не продержит проект постановления больше двух недель, то и тогда дело сможет решиться лишь в мае. А с учетом национальных особенностей российского чиновничества, то и в июне, и в сентябре. Это все равно, как если бы сказать детям дальнобойщиков: вы подождите с обедом... до осени.
- В моей организации 50 машин, из них только 4 растаможены на Россию, я теряю бизнес в этой ловушке,- говорит член регионального отделения АСМАП Игорь Белоконь. - Мы создали свою отрасль, зарабатываем, кормим себя и чиновников. Пусть из этой предупредительной акции они узнают, что мы - живые! Мы - есть, и хотим, чтобы нас услышали. Мы сегодня на Окружной в Калининграде, а завтра - на МКАД в Москве, на пограничных переходах - везде, где будут арестовывать наши машины.
В День смеха калининградским дальнобойщикам будет невесело. А на белорусских постах служивые, с которыми у нас, как известно, единое таможенное пространство, начали задерживать фуры с 39-м номером уже с февраля.