ЭТО ВАМ НЕ ОКИНАВА

Токио и Вашингтон договорились о выводе с японского острова Окинава 7 тысяч морских пехотинцев США, но торг идет о цене вопроса. Пентагон требует с хозяев за оставляемую им военную инфраструктуру компенсацию 7,5 млрд. долларов. Но так уж совпало, что именно сегодня о выводе войск будут договариваться в другой части света. В Сочи наши военные рассчитывают подписать соглашение о порядке вывода российских военных баз из Грузии.

Мы вроде не глупее американцев. И сознаем, что вывод с двух оставшихся баз в Батуми и Ахалкалаки тысяч военнослужащих, сотен единиц бронетехники, автомобилей, артиллерийских систем, вывоз многих тонн боеприпасов и другого имущества стоит миллиарды. Еще больше стоят оставляемые грузинам полигоны, казармы, склады, арсеналы, дороги, дома офицерского состава, автопарки, детские сады, школы, клубы и т. д. И в Батуми, и в Ахалкалаки речь идет о военных городках двух бывших перворазрядных развернутых советских мотострелковых дивизий. Они были самыми боеспособными в некогда мощном Закавказском военном округе, поскольку стояли в нескольких десятках километров от вероятного в ту пору противника - Турции. Все лучшее и самое современное в первую очередь гнали в Восточную Европу и туда.
Рассчитаны батумский и ахалкалакский гарнизоны приблизительно на 20 тысяч солдат и офицеров. С домочадцами и гражданским персоналом - и на все 30 тысяч. Стало быть, в совокупности оставляем мы в Грузии хорошо оборудованный городок районного масштаба, а также кучу дорогущих специальных сооружений. И какой же счет предъявляем по этому поводу? Тоже миллиардный. Только - российскому бюджету, из которого на вывод войск придется взять 2,2 млрд. рублей.
Мало того. Это в Тбилиси и в правительстве звучат голоса, что неплохо бы содрать денег и с России за экологический и прочий ущербы, нанесенные нашими военными почти за век их пребывания на этой земле. Бывший глава МИД Тедо Джаридзе, к примеру, предлагал затребовать с Москвы 500 млн. долларов. А чего стесняться? Ведь в переговорном процессе по поводу вывода войск мы сдаем грузинам одну позицию за другой.
Еще несколько лет назад министр обороны РФ Сергей Иванов обещал, что такого беспорядочного бегства, в которое превратился вывод советских войск из Восточной Европы, больше не повторится. Сначала, говорил он, для выводимых из Грузии солдат и офицеров построим на Родине жилье и казармы. На это дело мы запросили сначала 11 лет, потом хотя бы 3-4 года. Но не получили: до 31 декабря 2008 г. на территории соседней страны не должно остаться ни одного нашего военнослужащего. Что их ждет дома? Примерно то же, что и дивизии, выведенные полтора десятка лет из Германии, - чистое поле. По крайней мере, в администрации города Прохладного (Кабардино-Балкария), куда уже вышли из Грузии первые подразделения, заявляют: "Место для бронетехники и штабных машин найдем, но ни квартир, ни общежитий для офицеров нет. У самих очередь на жилье расписана на много лет вперед". Ни о каких денежных компенсациях со стороны Тбилиси речь не идет.
Хотя, может, и не нужны нам деньги? Ну получили мы в свое время с Германии 7,8 млрд. немецких марок на строительство новых гарнизонов. Ну отгрохали невиданные прежде коттеджи для офицеров и казармы. Однако спустя время в Генштабе решили, что эти части не нужны. Как, скажем, выведенная в Ельню из Германии 144-я гвардейская Ельнинская мотострелковая дивизия. Или пришедшая оттуда же в глухой лес под райцентром Чайковский (Пермская область) 16-я Краснознаменная гвардейская танковая дивизия. Дивизии сократили, обитателей коттеджей уволили в запас.
Так что это вам не Окинава, господа офицеры.
Наш собственный корреспондент в Екатеринбурге Ксения Дубичева побывала в Чайковском. Вот ее рассказ:
16-ю Краснознаменную гвардейскую танковую дивизию, которая в 45-м дошла до Берлина, вывели из Германии в сентябре 1993 года. Место дислокации определили в глухом лесу, рядом с поселком Марковский Пермской области. Первые 3 пятиэтажки в военном городке выстроили немцы, остальные 19 - турки. Ключи от городка принимал командующий дивизией генерал Заикин.
Вместе с женами, детьми здесь проживают около четырех тысяч человек - это и вышедшие в отставку, и ожидающие жилищных сертификатов, и еще оставшиеся немногие военнослужащие. Девять лет назад дивизию расформировали, преобразовав в парк хранения боевой техники. О былой славе свидетельствует только музей Краснознаменной дивизии и танковые парады по праздникам в райцентре Чайковский. Местные турфирмы за 800 рублей привозят в городок группы туристов и в ходе экскурсии "Броня крепка" показывают парк боевой техники "с демонстрацией".
Обитатели военного городка называют его "дырой". "Я сам из Ростова-на-Дону, не прочь уехать на родину. Да у нас никто не хочет оставаться там, где служил", - скупо пояснил зам. командира Вадим Романов. Но выбраться из закрытого городка в лесу очень непросто.