ЗАБЕГ ЗА ДИПЛОМОМ

В городе на Неве есть высшие учебные заведения, до сих пор считающиеся "спортивными", несмотря

В городе на Неве есть высшие учебные заведения, до сих пор считающиеся "спортивными", несмотря на то, что готовят они специалистов, далеких от спорта. Среди них Петербургский университет технологии и дизайна (бывший Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности). Здесь среди преподавателей и руководства до сих пор немало знаменитостей с олимпийскими медалями, начиная с ректора - призера Олимпийских игр-60 по велоспорту Виктора Романова.
В январе 2007-го свой диплом получил в "Текстильном" капитан "Зенита" Андрей Аршавин. Тема его выпускной работы звучала так: "Разработка технологического процесса изготовления спортивной одежды". Теоретические выкладки, говорят специалисты, вполне могут быть использованы на практике. Из семи членов комиссии шестеро поставили за нее лучшему футболисту России прошлого года "отлично", один - "хорошо". Теперь он профессионал не только в футболе, но и в технологии швейных изделий.
Аршавин, как удалось выяснить, учился в этом университете восемь лет - намного дольше, чем предусмотрено программой. У него был индивидуальный график посещения семинаров, сдачи экзаменов. Иными словами, учился он в основном самостоятельно. Тем не менее значился в числе лучших студентов. Неудивительно, что ему предложили поступать в аспирантуру с перспективой защиты кандидатской диссертации. Ответа Андрей пока не дал.
Не нахвалятся преподаватели и на его одноклубника и тоже игрока сборной России голкипера Вячеслава Малафеева. Правда, учится Слава в другом университете - физкультурном, носящем имя Петра Лесгафта. На кафедре футбола о нем говорят: очень серьезный студент, едва ли не единственный из зенитовцев, кто регулярно появляется на лекциях, семинарах, вовремя сдает сессию.
А вот об Александре Кержакове преподаватели... даже слышать не хотят! Чем же так огорчил их форвард, забивший недавно два красавца гола в ворота сборной Эстонии и успешно вписавшийся в основной состав одного из лучших клубов Старого Света - испанской "Севильи"? А еще раньше, в 20 лет, выпустивший книгу о собственной жизни в спорте?
- За все то время, что он числится в нашем университете, Кержаков не разу не появился здесь! - сказал мне один из сотрудников кафедры футбола, попросивший не называть его имени. Мол, не в фамилии дело, а в принципе. - Ведут себя нынешние футболисты из числа известных нагло. Думают, им зачеты будут ставить за победы на поле! Еще лет 20 назад подобное невозможно было представить. Все игроки "Зенита" чемпионского состава 1984 года, которые учились у нас, приходили сюда, проводили мастер-классы, посещали, пусть и не часто, семинары. А эти!..
Кержакова за хроническую неуспеваемость из университета физкультуры отчислили. Но недавно... восстановили. По неофициальным данным, об этом очень просили родители футболиста. "Решили дать ему еще один шанс, - объяснил мне проректор Роман Апойко. - Все-таки без образования сейчас никак нельзя. Александр, кажется, и сам это понял. Обещал засесть за учебники".
Здесь же, в Государственном университете физкультуры имени П. Ф. Лесгафта, учится и боксер Николай Валуев. Учится уже больше десяти лет. Поступал в начале 90-х годов минувшего века малоизвестным мастером спорта по легкой атлетике. Жить на одну стипендию ему было трудно, взялся в свободное время подрабатывать. Как-то случайно пересекся на работе с боксерами. Те увлекли его рассказами о хороших заработках на ринге. Профессиональный бокс был у нас тогда в зачаточном состоянии, но деньги уже тогда там крутились. Николай согласился попробовать. С тех пор вся его спортивная жизнь связана с боксом. С учебой на несколько лет пришлось проститься. Но в начале 2000-х он вернулся в родные пенаты, переведясь на заочный факультет и сменив кафедру легкой атлетики на боксерскую.
Декан заочного факультета Олег Константинов отзывается о Валуеве сдержанно, но с уважением:
- Конечно, ему трудно совмещать сейчас спорт с учебой. Мы это понимаем и предоставили Николаю индивидуальный график сдачи зачетов. Других поблажек в виде завышенных оценок не делаем. Да он их и не принял бы - предпочитает и в учебе быть профессионалом.
Но истинная любимица данного вуза - гимнастка Алина Кабаева. В зачетке олимпийской чемпионки Афин в основном пятерки. То, что Алина москвичка, не мешает ей приезжать на сессию в Петербург два раза в год. Командировки "художницы" Кабаевой длятся, как мне рассказали, обычно не более трех дней, в течение которых она в прямом смысле с утра до позднего вечера пропадает в аудиториях, сдавая экзамены. Алина - третьекурсница дневного отделения. Поговаривают, что хотела бы поступить здесь и в аспирантуру. В общении с однокурсниками в ней не замечали ни тени зазнайства или "звездности".
В прошлом году диплом университета физкультуры получила олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Евгения Медведева. Годом раньше - баскетболист Андрей Кириленко. Я давно и хорошо знаю и самого Андрея, и его родителей, которые оканчивали этот же вуз. Будучи недолгое время игроком московского ЦСКА, он мечтал о поступлении на факультет журналистики МГУ. Все говорил мне при встречах с обычной для него доброжелательной улыбкой: скоро сам интервью у знаменитостей буду брать! Не случилось - провалился на вступительных экзаменах. По настоянию отца сдал документы в университет (тогда, впрочем, еще академию) физкультуры имени Лесгафта. Был принят. После чего уехал играть в НБА, в "Юту". Учился экстерном, получая и отправляя задания по электронной почте. Но приезжая в Россию, непременно являлся в вуз, проводил мастер-классы, общался с преподавателями. Один из них был когда-то и моим преподавателем. Поведал по дружбе, как госкомиссия принимала у Кириленко выпускной экзамен по физиологии:
- Попросили его рассказать для начала о "Юте", о развитии детского баскетбола в США. Андрей столько интересного нам понарассказывал, что о физиологии никто в итоге и не вспомнил!
- Но ведь это один из главных предметов для будущих специалистов физкультуры и спорта! - воскликнула я, вспомнив, как с нас в свое время по три шкуры сдирали, если мы знали физиологию хуже, чем на четверку.
- Ты понимаешь, - объяснил мне собеседник, дивясь, кажется, моей непонятливости, - такие спортсмены, как Кириленко, даже если они ничего никогда не учили, все в спорте умеют и многое знают, чего даже мы, профессора, не знаем. У них прирожденные данные, богатый (несмотря на возраст) опыт и великолепная память на все, что касается их вида спорта.
Андрей без проблем получил диплом бакалавра. Чтобы высшее образование было у него законченным, ему нужно учиться еще два года. Пока он решение на этот счет не принял. Но активно сотрудничает с кафедрой баскетбола университета, поставляя преподавателям по электронной почте данные о своих играх, о командах НБА. Говорят, столько уже всего интересного прислал - тянет на кандидатскую диссертацию!
Ну а что же другие вузы города? Скажем, институт торговли? В 60-80-е годы здесь чуть ли не в полном составе учились баскетбольные (женская и мужская) команды местного "Спартака" во главе с незабвенным Александром Беловым. Если верить нынешним руководителям вуза, "необходимости в чемпионах" у них теперь нет.
Как и в университете путей сообщения (бывший Ленинградский институт железнодорожного транспорта, осчастлививший своими дипломами немало знаменитостей, среди которых - двукратная олимпийская чемпионка по легкой атлетике Ирина Пресс). Нынешний заведующий кафедрой физвоспитания университета, олимпийский чемпион по плаванию и доктор наук Андрей Крылов сказал мне прямо: "Практика приглашения на учебу перспективных спортсменов изжила себя. Теперь за одни только медали никто у нас зачет не поставит - учиться надо!"
В Петербургском техническом университете (бывший кораблестроительный институт) недавно сделали шикарный стенд "Герои спорта - выпускники ЛКИ". На самом видном месте здесь фотография олимпийского чемпиона фигуриста Антона Сихарулидзе. Учился он в этом вузе с 1997 по 2005 год. Учился "не хорошо и не плохо". А вот дипломную работу защищал, как вспоминают, просто блестяще, став специалистом по автоматизации судов.
То есть большой спорт и учеба в принципе совместимы. Было бы, как говорится, желание. И - голова на плечах.