СЕРГЕЙ ЧУПРИНИН: ЭТА РАБОТА - ДЛЯ ИВАНА КАЛИТЫ

Сергей Чупринин - известный критик, автор многих книг и статей. Несколько лет назад возглавил журнал "Знамя". Недавно стал лауреатом премии имени Александра Блока - об этом "Труд" уже писал. Сегодня разговор о проекте, над которым работает Чупринин, - словаре-справочнике "Новая Россия: мир литературы".

- Сергей Иванович, примите поздравления с присуждением премии... Сведения о награде, наверное, тоже войдут в энциклопедию?
- Спасибо за поздравление... В энциклопедии есть раздел "Премии, конкурсы", где будет представлена полная информация на эту тему. Как вы думаете, сколько сейчас в России литературных премий?
- Ну, десяток-другой...
- Их около 600. Это, во-первых, официальные премии - от Государственной премии РФ до тех, что присуждаются областными, городскими и даже поселковыми администрациями. Есть частные премии, назначаемые меценатами, привлекающими в жюри профессионалов ("Букер", "Триумф"...) Случается, что учредители-литераторы находят спонсоров, как это было, скажем, с премией Аполлона Григорьева. Существуют и корпоративные награды. Например, в Тамбове создана Академия зауми, она вручает Диплом Давида Бурлюка и больше ничего. Есть очень престижная петербургская премия Андрея Белого, ее лауреат получает бутылку водки и зеленое яблоко.
- Среди этого обилия и многоцветья наград нельзя все-таки не обратить внимание на их групповой характер. Это видно и по составам жюри, и по выбору лауреатов - часто вполне предсказуемому. Трудно вообразить, чтобы один и тот же литератор был удостоен сегодня, скажем, Шолоховской премии, а завтра - Букеровской. Кажется, лишь одна крупная премия может претендовать на то, чтобы называться общенациональной - это премия Александра Солженицына...
- Сейчас нет того, что мы раньше называли литературным процессом. Правда, и тогда была литература официальная и подпольная - антисоветская. Теперь мы имеем дело с литературным пространством русского языка. И это было бы нормальным. Ненормально, что это пространство разделено на несколько резерваций. Уже несколько лет длится противостояние так называемых "либерально-демократического" и "национал-патриотического" лагерей. В каждом из них свои писательские союзы, издательства, журналы, газеты. И, конечно, премии, которые чужаки не получат никогда. Третий крупный пласт - коммерческая словесность, там тоже свои издательства, организационные структуры, премии... Эта разобщенность позволяет употребить термин "апартеид", что означает вынужденно совместное, но раздельное проживание.
- Возможно, такое положение дел кого-то и устраивает, но в последнее время все чаще говорят об издержках раскола, о необходимости его преодоления.
- Жалоб и стенаний хватает, но я не принадлежу к поклонникам этого жанра. Да, я полагаю, что русская речь сама по себе должна быть объединяющим началом. Но если нас что-то не устраивает, то надо сопротивляться всеми имеющимися силами и средствами. Еще в конце 80-х годов мы мечтали о воссоединении литератур метрополии, то есть России и "литературы в рассеянии". Теперь это произошло - русские авторы Бостона, Лос-Анджелеса, Кельна свободно печатаются в России. Недавно журнал "Знамя" напечатал новый роман Владимира Войновича. Об этом писателе нельзя сказать с определенностью, где он живет - в Москве или в Мюнхене.
Одной из первых объединительных попыток была российско-итальянская премия Москва-Пенне. В ее жюри и в числе лауреатов - писатели разных направлений. Теперь вот и Александр Исаевич Солженицын присуждает премию своего имени, не различая, так сказать, Алую и Белую Розы. Лауреатами прошлых лет стали блестящий филолог Владимир Топоров и прекрасная поэтесса Инна Лиснянская. В этом году награжден Валентин Распутин.
Моя форма сопротивления центробежным силам - проект энциклопедического словаря-справочника "Новая Россия: мир литературы", в котором предполагается дать исчерпывающее (это в идеале) представление о всей русской словесности последних 15 лет.
- Какими принципами вы руководствовались в работе?
- В энциклопедии будут представлены все, кто работает с русской литературной речью во всех жанрах. А также издатели, редакторы изданий не только литературных, но и общенациональных - от их стратегии, выбора зависит очень многое. Каждому будет посвящена отдельная статья-справка. Не будет деления на "чистых" и "нечистых", достойных и недостойных - ни анализа, ни оценок. Только сведения о жизни и творчестве. Не имеет значения ни исповедуемая идеология, ни национальность - все, пишущие на русском языке, должны быть представлены: и казах Олжас Сулейменов, и киргиз Чингиз Айтматов, и белорус Василь Быков, и все многочисленные писатели, живущие сейчас за рубежом.
Это горизонтальный и унифицирующий срез словесности. Как в каталоге Российской государственной библиотеки, где за Пушкиным Александром Сергеевичем следует Пушкин Александр Степанович - тоже поэт. Здесь они равны, хотя одному отведено несколько каталожных ящиков, а другому - одна библиографическая карточка.
- Как возникла идея проекта?
- Я начал заниматься этим лет десять назад, когда выяснилось, что получить текущую информацию о каком-то издании или конкретном литераторе крайне трудно. Ведь на освещенной авансцене - от силы человек сто. А где остальные, даже когда-то известные? Скажем, в начале перестройки все зачитывались романом "Одлян, или Воздух свободы". Где сейчас его автор Леонид Габышев? Неизвестно... Вот отсюда все и началось.
А потом мне показалось, что этот замысел стал наполняться все большим смыслом. И в минуты эйфории я говорю себе: эта работа для Ивана Калиты - собирателя рассеянных русских литературных инициатив. Хотя бы раз мы должны сойтись вместе под одной обложкой. Это и есть мое сопротивление разъединительным, деструктивным силам.
- И какая же картина литературной жизни открылась вам?
- Помните, в советские времена была игра: открыть справочник СП СССР наугад и подсчитать, скольких писателей, представленных на одном развороте, ты знаешь. Результат обычно был неутешительный. Тогда в СССР было 10 тысяч писателей. А сейчас в одной России более 65 тысяч. Их число увеличивается в геометрической прогрессии. Ощущение такое, что каждый сотый из наших сограждан желает запечатлеться в вечности. Конечно, сказывается отсутствие цензуры, возможность издаваться за свой счет...
Цифры монструозные... Как уже говорилось, сотни премий, несколько сотен литературных союзов, тысячи журналов и альманахов. Скажем, в городе Уссурийске Приморского края выходит литературная газета "Лукоморье", альманах "Живое облако", местная типография исправно "печет" стихи и прозу. Есть местный союз писателей, литературные премии... Да, я догадывался, что в Ростове-на-Дону много писателей. Но их оказалось более 400. В Туле - более 200. Из города Мичуринска - районного центра - я получил более 40 анкет. Как не восхититься живучестью и огромной творческой энергией нашего народа. Признаюсь, мое патриотическое чувство в ходе этой работы окрепло необыкновенно.
- А кто и о чем пишет?
- Пишут все: генеральный директор ЛОГОВАЗа выпустил пухлый криминальный роман; бывший губернатор Валентин Федоров-Сахалинский сочиняет романсы; пишут охранники, работники спецслужб - видимо, состояние "не могу молчать" в России носит какой-то трансцендентный характер.
Пишут обо всем, но больше всего, конечно, стихи. На втором месте - проза о своей семье, предках. Видимо, человек - во всяком случае нашего поколения - не способен просто так уйти в небытие, оставив лишь сберкнижку и пачку пожелтевших фотографий - ему нужно еще и опыт свой передать.
- Но не может ли в результате получиться энциклопедия графоманов с редкими вкраплениями талантливых людей?
- Закономерный вопрос. Но если мы хотим иметь полную картину, то нужно идти на это. Здесь ведь только начни отбрасывать - доотбрасываешься... Литература наша разнообразна, в ней - разные уровни и планы... А о качестве сочинений, масштабе творчества того или иного автора пусть судят коллеги-критики - они ведь недаром хлеб едят...
- Каков предполагаемый объем энциклопедии?
- Три тома формата Большой советской энциклопедии - 180 печатных листов. Будут версии печатная и расширенная электронная.
- Судя по всему, обойдется это недешево...
- Дело это в высшей степени затратное. Источники финансирования? Без малого десять лет мы с помощниками работали на одном энтузиазме. Год назад проект был поддержан Институтом "Открытое общество", более известным как фонд Джорджа Сороса. Был выделен грант на завершение труда, срок его истекает в августе текущего года. Наш проект - уникальный: этого не делал никто, никогда, ни в одной стране мира. С другой стороны, мы надеемся, что он соответствует политике государства в области культуры, поэтому рассчитываем на его поддержку.
- Известно, что некоторые инициативы Сороса у определенной части интеллигенции вызывают настороженность...
- Повторяю, идея эта - моя, Сорос поддержал ее на последнем этапе. Однако, действительно, у некоторых литераторов это имя вызывает аллергию. Они отказываются давать данные о себе - это их право. В подобных случаях в энциклопедии будут напечатаны фамилия, имя, отчество и текст: по требованию такого-то сведения не публикуются. Но процент "отказников" невелик. И в этом немалая заслуга моих добровольных помощников, которые, замечу, принадлежат к разным писательским союзам, исповедуют разную идеологию. Среди них такие авторитетные писатели, как волгоградец Борис Екимов, Михаил Петров из Твери, Нина Горланова из Перми... Она, кстати, написала об этом рассказ "Энциклопедисты", напечатанный недавно в "Знамени". Там, между прочим, есть мотив, связанный с Соросом, "происками ЦРУ" и т.д.
- А по каким еще причинам писатели скрывают данные о себе?
- Например, сложно с деятелями коммерческой словесности. Некоторые из них хотят сохранить свое доброе литературное имя, чтобы никто не знал, что они втайне катают дешевые романы про какого-нибудь Щербатого или про беспрестанные оргазмы... Известно также, что иногда за невинным девичьим именем на обложке скрывается бригада усатых лысых мужиков, которые регулярно гонят эту туфту...
- И как вы поступаете в подобных случаях?
- Часть псевдонимов будет раскрыта.
- Можно предположить, что современная литературная жизнь России будет представлена в энциклопедии не только достаточно полно, но нередко - с неожиданных сторон...
- Я надеюсь на это. А пока еще осталось время до сдачи рукописи в печать, мне бы хотелось обратиться к читателям авторитетной и любимой многими газеты "Труд" - ко всем, кто занимается литературным творчеством и выпустил за 15 лет хотя бы одну книгу на русском языке, - присылать данные о себе по адресу: 103863, ГСП, Москва, ул. Никольская, 8/1, журнал "Знамя"; либо факсом: (095)921-32-72, (095)924-13-46; либо электронной почтой: znamlit@dialup.ptt.ru