МЕРЗЛОТА, НА КОТОРОЙ ГРЕЮТ РУКИ

"Северный завоз" давно стал притчей во языцех. Понимая, как короток срок, отпущенный природой районам Крайнего Севера для связи с внешним миром, государство из года в год тратит миллиарды на заблаговременное снабжение их топливом и продовольствием. Тем не менее последнее десятилетие каждую зиму на российском Севере находится немало мест, где в квартиры тепло подается только в определенные часы, свет может погаснуть в любой момент, а в магазине не купишь булки хлеба.Эти проблемы обернулись острой полемикой вокруг проекта закона "О поставках продукции в населенные пункты Севера с особыми условиями завоза грузов", обсуждавшегося на днях на парламентских слушаниях в Госдуме РФ.

Правда, поначалу разговор шел в привычном русле -как тяжко "выбить" из столицы даже отпущенные региону деньги, как долго плутают они по пути на места, всякие столичные плуты их перехватывают... Дома, на встречах с населением замерзающих городов и поселков, этот номер местным властям легко сходит с рук. "Завоз был сорван из-за несвоевременного выделения средств Москвой", - так, по словам президента Ассоциации малочисленных народов Севера Марии Смирновой, объяснила людям тяготы зимы администрация Эвенкийского автономного округа. А на встречах с активом Байкитского и Тунгусско-Чунского районов губернатор Александр Боковиков выдвинул в адрес центра еще более тяжкое обвинение: "Правительство России и лично председатель В. Путин своим волевым решением сократили предназначенную Эвенкии сумму, направив "сэкономленные" деньги на ведение войны в Чечне". (Из письма президента ассоциации "Арун" М. Хоменко Сергею Шойгу, курирующему "северный завоз".)
"Назовите конкретные случаи: когда, кому и насколько были урезаны или хотя бы с опозданием выделены деньги?" - потребовал в ответ на упреки зам. министра финансов РФ Евгений Бушмин. И "критика" центра на том закончилась, ибо в современной истории "северного завоза" минувший, 1999 год был первым, в котором правительство день в день и до последней копейки рассчиталось с территориями.
Но северяне-то замерзали! Что же произошло на самом деле? Рассказывает первый зам. председателя Госкомсевера России Валериан Георг: "В большинство населенных пунктов Эвенкии грузы можно доставить лишь по быстро мелеющим рекам - Нижней и Подкаменной Тунгускам. Навигация там длится две-три недели. Едва схлынет большая вода, ни одно судно не пройдет из-за множества порогов. Этот момент местные власти в прошлом мае упустили. Успокоили всех тем, что завезут необходимое по зимнику. Зимник встал поздно, к середине декабря. В сорокаградусные морозы, без запаса топлива национальные поселки оказались на грани катастрофы. Спасая население, самолеты МЧС доставили 10 тысяч тонн нефтепродуктов. Но сама транспортировка их по воздуху "съела" более 100 миллионов рублей".
Почти детективной историей с доставкой горючего в прошлом году прославился Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ. Чуть не флотилия танкеров потребовалась местным властям для завозки керосина. Танкер из Германии долго простоял впустую. До сих пор существуют разные версии, почему его не загрузили. Одни участники той истории утверждают, что у "ЛУКОЙЛа" не оказалось керосина, другие - что керосин был, но "ушел налево". Впрочем, рассчитались с немцами за порожний рейс сполна. При такой организации навигация затянулась так, что два других танкера вмерзли в ледовый панцирь моря. Не смог пробиться к ним и атомный ледокол, посланный на помощь. До сих пор так и стоят они в Хатангском заливе, представляя собой серьезную опасность для окружающей среды. А уж сколько денег ушло на эту эпопею!
Впрочем, нецелевое расходование средств не новость для северян. Эвенкия известна этим еще с 1997 года, закупая ГСМ не у заводов-производителей, а у перекупщиков - по бешеным ценам. В договорах, заключенных на огромные суммы, как следует из материалов проверки окружного государственно-правового управления, нередко нет ни слова об ответственности за невыполнение взятых обязательств. Потому эвенки часто оказываются и без топлива, и без денег. В числе их партнеров была даже компания "Вельво-холдинг", после ареста ее главы - У. Вельхиева выяснилось, что специализировавшаяся якобы на ГСМ фирма приобретала оружие для террористов. "Не на деньги ли, выделенные правительством для котельных наших поселков?!" - спрашивают доведенные до отчаяния жители округа в письме уже самому Владимиру Путину.
"За один лишь 1998 год, по данным Счетной палаты РФ, подобные факты "потянули" на 320 миллионов рублей. За несколько часов до парламентских слушаний в Госдуме об этом снова говорил на оперативном совещании Сергей Шойгу: "В регионах крайне некачественно проведены тендеры по выбору участников "северного завоза". Их опять выиграли компании, не имеющие ресурсов - ни топлива, ни продовольствия".
Кто понес персональную ответственность за такое расточительство ? Напрасно то и дело раздавался в ходе слушаний этот вопрос. Не дождавшись ответа, я задала его председателю Госкомсевера России Владимиру Гоману. "А что я могу сделать? - сказал он. - Федеральный бюджет выделяет деньги полностью в распоряжение субъектов Федерации. У центра нет никаких рычагов влияния. Отдать губернатора под суд? У него двойной иммунитет - еще и члена Совета Федерации!" Лукавит, конечно, Гоман. Где хоть одно письмо Госкомсевера в правоохранительные органы с просьбой разобраться в фактах, которые, что называется, у всех на слуху? Да и воруют эти деньги не сами губернаторы (которые лишь попустительствуют), а их приближенные, не защищенные высокими статусами. Упекли ли в тюрьму хоть самого мелкого воришку?
Скорее всего, не захотел руководитель комитета вступать в открытую конфронтацию с главами территорий. В какой-то мере его можно понять: трудно тягаться с немалыми силами, вечно сидя на краешке служебного кресла. Нет такого второго комитета, который бы ликвидировался такое же число раз, как Госкомсевер. Едва начинает формироваться очередное правительство, у аппарата один вопрос: уцелеем ли? Не уцелели и сейчас. А ведь пресечь пустую трату денег Гоман в прошлом году все-таки попытался.
Как спасает детей от голода жена алкоголика? Добивается разрешения самой получать мужнину зарплату. Гоман предложил примерно так же поступить и правительству: раз не могут регионы сами управляться с деньгами, дадим им "северный трансферт" натурой: нефтепродуктами, продовольствием... Ничего противозаконного тут, кстати, нет: в законе о федеральном бюджете названа только общая сумма трансфертов, а в каком виде выдавать их - дело исполнительной власти.
Что тут началось, какой скандал поднялся в Совете Федерации! В адрес председателя правительства немедленно пошло письмо: посягают на самое святое! Все руководители, у кого люди из года в год замерзают, поставили под ним подписи. Рядом подписался и кое-кто из не имеющих никакого отношения к Северу. Так сказать, из корпоративной солидарности: сегодня этих зажимают, а вдруг завтра меня начнут?
Между тем губернаторы вновь занялись более привычным делом: требуют увеличить финансирование "северного завоза" текущего года. Удобный предлог: в прошлом году бюджет выделял 4,7 миллиарда рублей, а нынче только 3 миллиарда. То, что к этой сумме безвозмездной поддержки государство предложило северным территориям на 2000 год еще и 3 миллиарда беспроцентных ссуд, в расчет не принимается. В стране, строящей рыночную экономику, им кажется "неприличным" иметь дело с деньгами, которые придется когда-то возвращать.
Да ведь они и не возвращают! Причем суммы просто аховые при нашей-то бедности! Например, как известно, за 1994-1995 годы государство передало 8,9 миллиарда рублей в региональные фонды субъектов Федерации. Договаривались: местные администрации могут "крутить" эти деньги, как хотят, лишь бы нарастить свой собственный капитал для "северного завоза". За прошедшие с тех пор годы одних процентов должно было набежать не менее 13 миллиардов рублей. То есть сейчас территории должны иметь у себя в распоряжении 22 миллиарда рублей. Отнимать их никто не собирался, недавно решили просто свести дебит с кредитом. Какое же открытие ждало ревизоров! Остался один-единственный миллиард. Остальные исчезли - где вместе с коммерческими структурами, заполучившими их в рост, а где и с губернаторами, не переизбранными на новый срок.
Теперь губернаторы выходят с "законодательной инициативой": проектом закона "О поставках продукции в населенные пункты Севера с особыми условиями завоза грузов", в котором предложили... простить себе все долги. В данный момент для них это, видимо, программа-минимум. Максимум же - с помощью этого документа целиком возложить ответственность за "северный завоз" на федеральный центр. Не только фактически, как это обстоит сейчас, но и узаконить раз и навсегда! Вот какая замечательная вызрела идея. Председатель думского комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко недоумевает: как мог Совет Федерации выйти с законопроектом, в котором даже не предлагается механизма решения вопросов?
Судя по всему, разным ветвям российской власти потребуется немало времени, чтобы сам термин "северный завоз" начал ассоциироваться с заботой о людях, а не чьей-то жаждой погреть руки на мерзлоте. Ей-то что? Она - вечная...