КОМУ ПОДНИМАТЬ "КУРСК"

За те девять месяцев, что прошли с момента трагической гибели в августе 2000-го атомной подводной лодки "Курск", наши военачальники вместе с руководителями конструкторского бюро "Рубин", где лодка была спроектирована, неоднократно заявляли о необходимости ее подъема со дна Баренцева моря. Называли даже примерные сроки и тех, кто непосредственно будет этим заниматься. Упоминали также и проекты подъема субмарины (правда, вскользь, без подробностей). Но каждый раз сроки переносились, а проекты оказывались "недостаточно продуманными" или "слишком дорогими".

Но вот, кажется, определились и со сроками, и с проектом, а главное - с исполнителями. В минувший понедельник в Петербурге, в ЦКБ "Рубин", прошла пресс-конференция с участием директора ЦНИИ им. Крылова, академика Валентина Пашина, который и расставил все точки над "i".
- Поднимать "Курск" будем в сентябре, - проинформировал он журналистов. - Это наиболее благоприятное, с точки зрения погоды, время для глубоководных работ в Баренцевом море. Вся процедура подъема, как мы надеемся и как планируем, займет не более 5-6 дней. К 20 сентября все должно быть уже завершено. Работать будем вместе с голландской фирмой "Маммут".
- А что же "Международный консорциум", о готовящемся подписании контракта с которым так много говорилось в предыдущие месяцы?
- Предложение голландцев показалось нам интереснее.
- Не потому ли, что их проект более дешевый?
- Финансовая сторона дела тоже, конечно, имеет значение. Однако в данном случае решающую роль в смене делового партнера сыграло то, что "Консорциум" для нас совершенно неожиданно выступил с предложением перенести операцию на следующий год. С этим мы не могли согласиться. Откладывать сроки подъема лодки нельзя! И потому вернулись к одному из тех проектов, которые рассматривали еще несколько месяцев назад.
- Можете уже сейчас сказать: как именно будет проходить подъем атомохода?
- Можем даже показать - разработана соответствующая компьютерная графика. Более того, в Интернете открыт специальный сайт - Kursk@sirana.ru - и каждый желающий может теперь увидеть схему подъема. Операция будет проходить следующим образом: сначала робот-автомат отрежет от корпуса первый отсек с оставшимися там неразорвавшимися торпедами. Затем на лодке будет сделано 20 или чуть больше отверстий, к которым подведут уникальные в своем роде гидравлические подъемники. Сами они будут установлены на специально оборудованной барже. С помощью этих подъемников, точнее имеющихся на них захватов, "Курск" аккуратно подтянут под днище баржи и отбуксируют в док. В нашем институте мы на днях уже провели компьютерное моделирование всей этой операции и получили ту расчетную нагрузку прочности гидроподъемников, которую прогнозируют голландцы. А через две-три недели приступим к более сложному и очень ответственному, приближенному к реальным условиям этапу. Для чего изготавливаем модели субмарины в натуральную величину. Их будет несколько, каждая пройдет различные испытания в специальных бассейнах, чтобы мы могли посмотреть, как они станут реагировать на те или иные предполагаемые манипуляции во время подъема с глубины.
- А первый отсек - он так и останется на дне моря? Если именно в нем произошел взрыв, как же, не видя его, узнать первопричину всего случившегося?
- Первым отсеком будет заниматься ВМФ России, и только ВМФ. И они несколько элементов 1-го уже подняли. Но мы приблизимся к истине даже без этого. Ведь ясно же, что на лодке был взрыв.
- Каков, на ваш взгляд, процент успеха предстоящей в сентябре операции?
- 99 процентов. Один процент я оставляю, что называется, для самоподстраховки. Чтоб не сглазить.
Как заверили участники пресс-конференции, среди которых были и представители командования наших Военно-морских сил, сроки операции по подъему "Курска" утверждены на "самом верху" и изменению не подлежат. Шестнадцать российских водолазов, в основном тех, кто участвовал в подъеме с затонувшей АПЛ тел погибших моряков, уже приступили к тренировкам в учебном центре пригорода северной столицы - в городе Ломоносове. Вместе с ними отправятся в сентябре в Баренцево море и их коллеги из Норвегии, тоже шестнадцать глубоководных спасателей.
Нам всем, и особенно родственникам погибших подводников, остается только ждать и надеяться, что все пройдет нормально. А свидетельством того, что операцию в очередной раз действительно не отложат, - невиданная прежде открытость военных ведомств в том, что касается предстоящих работ, и оптимизм ученых, участвующих в их подготовке.