05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИЗ ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 31 Мая 2001г.
В минувшее воскресенье, накануне Дня пограничника, на двух центральных каналах - ОРТ и ТВЦ - вышли передачи, посвященные этой дате: "Армейский магазин" и "Полевая почта". Их многое роднит: обе обращены к солдатской аудитории, обе имеют одинаковый получасовой формат, обе ведут очаровательные молодые Дана Смирнова и Алена Апина. На сей раз их сближала еще и тематика.

Но во всем остальном эти программы выглядели антагонистами. Нет, не потому, что по-разному трактовали вопрос о защите рубежей нашего Отечества. Тут как раз авторы были едины. Противоположным стало их отношение к своему труду.
Создатели "Армейского магазина" в 26 минут экранного времени втиснули много разнообразного материала: и нарисованные, а также сыгранные юмористические сценки из военной жизни, и интервью с режиссером-постановщиком телефильма "Граница", и рассказ о новой самоходной пушке "Спрут". Они умело использовали электронные эффекты, наряду с цветным изображением давали черно-белое, причем всякий раз творческие решения оказывались продуманными и одновременно неожиданными, интересными.
В отличие от своих коллег авторы "Полевой почты" не стали утруждать себя ни особыми творческими поисками, ни разнообразием используемых средств. Они пригласили в кадр нескольких слушателей Академии погранвойск, из уст которых прозвучали банальные, тысячу раз слышанные слова про нелегкую службу. А затем разрезали эту, с позволения сказать, "беседу" на несколько монтажных фрагментов, перемежая их без всякого предупреждения пошловатыми песенками поп-исполнителей.
Может, потому, что передачу ведет известная певица, эти песенки стали главной составляющей "Полевой почты". Они назойливо вторгались в ткань программы. Впрочем, "тканью" ее всерьез и назвать-то нельзя: так, череда невыразительных, чаще всего второсортных клипов, даже внешне не связанных с темой. На сей раз, скажем, некая певица Варвара, напоминающая своими телодвижениями провинциальную стриптизершу, уверяла, что "в ее сети 2000 вольт", и взывала: "Мое тело просит огня!".
Занятно, что этот вульгарный клип уже был показан неделю назад, в предыдущем выпуске "Полевой почты". Повторяя его, авторы расписались не только в своих непритязательных вкусах, но и в скудости творческой фантазии. То, как делается эта передача, можно бы было назвать одним словом "халтура", если б не одно обстоятельство - в последние годы на ТВ вообще резко упал уровень профессиональной культуры. Авторы "Почты", возможно, искренне удивятся: как же, скажут они, ведь сегодня почти все так делают передачи...
Но достаточно увидеть в эфире программу, снятую несколько лет назад, чтобы убедиться: прежде работали несравненно более добротно, тщательно. Вот в минувшую пятницу, в день, когда великолепному актеру Олегу Далю исполнилось бы 60, на ОРТ повторили сделанный еще в 1995 году посвященный ему замечательный выпуск "Чтобы помнили... " Сколько смысла в переходах от текста ведущего и коллег артиста к фрагментам из спектаклей и фильмов! Как выразителен и точен подбор фактического материала! И дело даже не в том, что автор передачи Леонид Филатов в ту пору был еще здоров и полон сил: не только он, но и все его коллеги работали добросовестно, не давая себе поблажки.
Таких я, вспоминая бессмертную басню Крылова, называю "муравьями", - в противовес "стрекозам", расплодившимся в эфире в последнее время. "Муравьями" всегда слыли Борис Берман и Ильдар Жандарев: в минувшую субботу они подтвердили это в "Балладе о Чухрае" (ТВ-6), приуроченной к юбилею кинорежиссера. Богатая фактами, вводящая в оборот новые, раздобытые авторами материалы, превосходно смонтированная, тщательно выстроенная композиционно, - эта качественная передача и через многие годы не потеряет своей свежести.
В отличие от нее программы-однодневки, эдакие "мотыльки", устаревают в течение нескольких месяцев: их чаще всего невозможно смотреть уже в следующий сезон. Верный признак подобных передач - спекуляция их авторов на сиюминутном интересе зрителей к актуальным темам, популярным, модным фигурам, бытующим сплетням и слухам.
Еженедельная программа "Приглашает Борис Ноткин" (ТВЦ) использует "верняковый" путь к успеху, представляя нам всякий раз знаменитых деятелей искусства. Причем во встречах с ними акцент делается не столько на их творчестве, сколько на пикантных подробностях личной жизни. Недавно гостем журналиста был актер театра и кино Михаил Державин, в минувшее воскресенье приглашены были сразу двое - артистка эстрады Клара Новикова и музыкант, писатель, певец Владимир Качан. И вот что интересно: при встрече с Державиным ведущего более всего интересовали его знаменитые... тести (тот был женат когда-то на дочери Райкина, а затем - Буденного), а общаясь с эстрадной парой, он без обиняков попросил их рассказать в эфире анекдоты.
"Стрекозы", как я заметил, неравнодушны к анекдотам. Что, в самом деле, может быть проще: приглашай людей познаменитей, ставь перед ними камеру и проси вспомнить какой-нибудь анекдот. Ни тебе драматургии, ни режиссуры, - а успех, причем немалый, обеспечен. Половина зрителей рассматривает знакомые лица, другие гогочут над пошловатыми шуточками.
В последние год-два целиком построенных на анекдотах передач стало непомерно много. Это свидетельствует, увы, о том, что многие телевизионщики предпочитают беззаботную жизнь крыловской стрекозы. Помнят, "как под каждым ей листком был готов и стол и дом", но забывают о грустном финале попрыгуньи...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников