27 мая 2017г.
МОСКВА 
14...16°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.76   € 63.67
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БИЗНЕС И ВЛАСТЬ:

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 31 Мая 2002г.
Уходит время. Уже на самом высшем уровне признано, что нынешние темпы экономического развития страны недостаточны. Спрогнозированные было правительством 3,5-4 процента роста в нынешнем и 2003 году не позволят России в обозримое время догнать даже беднейшую из западноевропейских стран - Португалию. А потому исполнительной власти нужны "более амбициозные" планы подъема отечественной экономики. Но даже после критики из уст президента правительство, пересмотрев прогноз, нашло возможности для увеличения темпов социально-экономического развития страны до 2005 года всего на 1 процент.

Премьер-министра Михаила Касьянова и "главного реформатора" - министра Германа Грефа можно понять: всякие революции в развивающейся экономике, уже переведенной на рыночные рельсы, чреваты непредсказуемыми последствиями. К тому же сегодня уже более двух третей валового национального продукта производится в негосударственном секторе. Но именно в этих условиях у власти есть один немалый ресурс, который еще не используется должным образом. Этот ресурс - инициативность самого бизнеса, который способен, может и хочет стать серьезным партнером власти - во имя как раз ускорения экономического развития страны.
За короткий еще "посткоммунистический" период развития наша страна видела разные взаимоотношения бизнеса и власти. Еще недавно здесь преобладал принцип "Ты - мне, я - тебе", когда каждый более или менее уважающий себя "олигарх" считал необходимым установить свои собственные, личные взаимоотношения с властями предержащими. Каждый крупный предприниматель самостоятельно договаривался с "верхами" о решении своих проблем, и, как правило, делал это небезуспешно. Дошло до того, что в стране пошли небеспочвенные разговоры о "приватизации" государственной власти. И на этом фоне все хуже обстояли дела с развитием малого и среднего бизнеса - основой основ любой высокоразвитой экономики.
Сегодня ситуация меняется коренным образом. Провозглашенный президентом Владимиром Путиным принцип "равноудаленности" бизнесменов от власти вынудил российских магнатов искать новые формы взаимодействия с властью. У них появилась потребность в некоем общественном объединении - как общем рупоре, коллективном, цивилизованном лоббисте интересов предпринимателей и предпринимательства. Таким органом стал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), существующий уже более десяти лет, но в последнее время реорганизованный и реконструированный - в соответствии с потребностями времени.
Сегодня в бюро правления РСПП входят люди, контролирующие более половины ВВП страны - и это, естественно, добавляет "веса" этой негосударственной организации. Но сам союз не стал выразителем интересов только крупного капитала. Напротив: сегодня РСПП активно занимается разработкой самых различных программ, законопроектов, способствующих развитию бизнеса всех размеров и всех направлений.
"Мы по-прежнему очень внимательно относимся к проблемам малого и среднего бизнеса, - говорит по этому поводу президент РСПП Аркадий Вольский. - Если мы оторвемся друг от друга структурно, идеологически, либо культурой бизнеса, то, несомненно, все проиграют. И мы такого хода событий не допустим, как бы кто об этом не мечтал. Сама жизнь показала, что решать проблемы бизнеса необходимо в комплексе, независимо от масштабов предприятий. Реформы налогового и валютного законодательства, естественных монополий, судебной системы, финансов, социальных отношений одинаково важны для всех предпринимателей..."
То есть российский бизнес предложил власти свою помощь и поддержку. А как же власть?
На самом высшем уровне инициативы РСПП получили полную поддержку. Регулярными стали встречи членов бюро РСПП с президентом страны и главой правительства, и пока не было случаев, чтобы предложения бизнесменов по тем или иным вопросам признавались бы нецелесообразными или хотя бы несвоевременными.
Не стала исключением из этого правила и недавняя, пятая встреча представителей РСПП с Владимиром Путиным, на которой снова поднимались вопросы дебюрократизации экономики. Однако на более низких уровнях зачастую все обстоит совершенно иначе: попадая туда, где "царят исполнители", самые серьезные деловые предложения, в которых изложена уже согласованная позиция РСПП и государственной власти, вдруг начинают трансформироваться и извращаться до неузнаваемости.
Надо отдать должное российскому чиновничеству: оно хорошо изучило механизм "удушения в объятиях" и "зацеловывания до смерти". В частности, именно таким путем развиваются события вокруг двух важнейших экономических проблем: пенсионной реформы и валютного регулирования.
В пенсионной реформе важна не только и не столько проблема сбора денег в ту или иную "копилку". В нашем случае это Пенсионный фонд РФ, и, как показывает отечественная история последних лет, средства туда при желании можно собрать немалые. Но далее встает вопрос использования этих денег, а здесь наступает "полный туман". Впрочем, кое-что видно и сквозь него: ясно, например, что возводимые повсеместно дворцы местных отделений Пенсионного фонда РФ растут не из воздуха. Еще более актуальным становится вопрос о приумножении пенсионных денег. Здесь вполне могли бы пригодиться опыт и возможности российских предпринимателей. Они могут и хотят превратить деньги в инвестиционный капитал - по образцу и подобию Запада, где основные деньги на инвестиции берутся именно из частных инвестиционных фондов.
Россия, однако, тут пытается идти "собственным путем": наше чиновничество немало преуспело в выстраивании искусственных преград между пенсионными деньгами и бизнесом. В итоге деньги попадают в руки того же самого чиновничества. А эти структуры, как известно, разворовать могут все что угодно, зато в приумножении чего-либо общезначимого не были, кажется, особо замечены.
Не менее важный вопрос - валютное регулирование - тоже стал для чиновничества предметом торга. Речь идет о предоставлении права всем юридическим и физическим лицам держать свои средства в любой валюте и в любом банке. Любопытно, что в данном случае предложения РСПП о либерализации этой сферы защищают даже не предпринимателей - все они уже давно научились решать свои финансовые проблемы, включая перевод денег в разные страны. Поэтому теоретически чиновники "торгуются" с обычными россиянами, не обладающими достаточными знаниями в этой области и не имеющими "под рукой" юридических контор.
Практический же вред от задержки либерализации валютного регулирования, полагаю, значительно больший. Лишние "рогатки" не останавливают бизнесменов - ведь никакой чиновник не может отменить действие экономических законов. Но, будучи загнан отечественными инструкциями в некий "тупик", предприниматель вытесняется в "серую зону". После чего юридически он становится "правонарушителем" - то есть весьма уязвимым и для чиновника, и для бандита человеком. В итоге такая чиновничья борьба с коррупцией и теневой экономикой только поощряет и коррупцию, и "уход в тень". В выигрыше остаются лишь сами чиновники.
Примеров такой нестыковки интересов можно привести еще немало. То есть, несмотря на то что между РСПП и российской властью уже существует необходимая двусторонняя связь, она должна, очевидно, стать прочнее, эффективнее, плодотворнее. Во многих цивилизованных странах взаимоотношения власти и бизнеса прописаны куда более четко, чем у нас, - там есть законы о лоббировании, нормы, которые не позволяют правительствам принимать решения в сфере экономики без учета позиции ассоциаций работодателей. В Германии ассоциация работодателей дает заключения на все законы, которые принимает бундестаг в сфере экономики. Во Франции и в Италии ассоциации работодателей серьезно влияют на экономику своих стран. И это естественно - в условиях, когда мир переходит к постиндустриальному обществу, без такой консолидации усилий бизнеса и власти не обойтись.
В России тоже идут эти процессы. В частности, сегодня РСПП создает Корпоративный кодекс, который направлен не только на решение вопросов внутри бизнес-сообщества, но и вне его - например, на создание партнерских отношений между работодателями и профсоюзами. Сам Российский союз промышленников и предпринимателей уже становится серьезным субъектом политико-экономических процессов, способствуя налаживанию и развитию цивилизованных отношений между властью, народом и бизнесом.


Loading...





Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?