07 декабря 2016г.

ЛЕД НА МАРСЕ НАШЛИ РУССКИЕ

Ерастов Александр
Опубликовано 01:01 31 Мая 2002г.
30 мая представители Американского аэрокосмического агентства (НАСА) выступили с заявлением о сенсационном открытии. На Марсе неглубоко под поверхностью обнаружены огромные скопления льда. Есть лед - значит, есть вода, а вода - это, как известно, жизнь...

По мнению специалистов, это открытие - чуть ли не самое значительное из всей имеющейся информации о красной планете. Оно позволяет надеяться, что в будущем исследователи смогут наконец ответить на вопрос: есть ли жизнь на Марсе?
Лед обнаружил космический аппарат "Марс-Одиссея", собирающий с прошлого года данные о загадочной планете, точнее, установленный на его борту уникальный российский прибор "ХЕНД". Для того чтобы поподробнее узнать об этом приборе и о сути открытия, корреспондент "Труда" побеседовал с руководителем группы разработчиков "ХЕНДа", доктором наук Игорем МИТРОФАНОВЫМ (Институт космических исследований РАН).
- Игорь Георгиевич, сообщают, что запасы льда находятся на 60-м градусе южной широты... Можно ли как-то увязывать этот факт с историей возникновения Земли? Вдруг сейчас Марс переживает ледниковый период, подобный тому, что был когда-то у нас? Может, Марс - это наше прошлое? Или наоборот - будущее?
- Марс и Земля "в детстве" были, вероятно, очень похожи. Обе планеты были влажными и теплыми. Это продолжалось примерно один миллиард лет. Затем с Марсом что-то случилось. По всей видимости, произошло столкновение с другим небесным телом, произошли необратимые изменения. Он потерял глобальное магнитное поле и "толстую атмосферу". Теперь, спустя три с половиной миллиарда лет, стал сухим и холодным. Вопрос о том, куда делась вода, волновал всех. Предсказывали, что она скрывается под поверхностью. Вероятно, именно эту воду мы и нашли. Если Земля, не дай Бог, испытает такое же столкновение, то с ней может произойти то же самое.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей разработке, которую британские СМИ назвали "уникальным российским прибором".
- "ХЕНД" - это детектор нейтронов высоких энергий, помогающий исследовать нейтроны и гамма-излучение, благодаря чему можно судить о присутствии водорода на глубине до одного метра. Есть уверенность, что водород находится внутри кристаллов льда.
Прибор создан в Институте космических исследований по заказу Российского авиационно-космического агентства. В разработке физической концепции прибора принимал участие Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна Московской области).
- Сообщается, что результаты исследований заставят НАСА совершить пилотируемую экспедицию уже в течение следующих 20 лет. Как вы думаете, это будет чисто американская экспедиция или, возможно, российско-американская?
- Это зависит от нас. Если Россия хочет участвовать в подобной экспедиции, то ей уже сейчас необходимо проводить свою национальную программу исследований Марса. Программа, кстати, должна быть хорошо обоснована - научно-технически и экономически. Я бы сказал, она должна интересовать граждан России не меньше, чем, например, игра нашей сборной по футболу. Если же таковой программы не будет, то на Марс полетят без нас. Нам покажут репортаж о высадке по CNN...
- Игорь Георгиевич, помните, в одной нашей кинокомедии герой говорит: "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке не известно". Так ли это?
- С моей точки зрения, шансы на обнаружение примитивных форм жизни на Марсе существенно возросли.