09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РОЖАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ?

Нестерова Ольга
Опубликовано 01:01 31 Мая 2003г.
В России 24 миллиона семей с детьми. Согласно невеселой статистике, даже с одним ребенком бедна каждая вторая семья - что же говорить про многодетных?.. Ежемесячное пособие от государства сегодня составляет 70 рублей. Причем только малообеспеченным. Но и они рискуют лишиться этой мизерной суммы. Недавно Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о разграничении полномочий, согласно которому вся ответственность за социальную поддержку семей с детьми, а также детей-сирот, беспризорных возлагается на субъекты Федерации. К чему это приведет? На вопросы "Труда" отвечает председатель Комитета Госдумы РФ по делам женщин, семьи и молодежи Светлана ГОРЯЧЕВА.

- Светлана Петровна, ведь так уже было... Тогда детские пособия не выплачивались годами - суды были завалены исками матерей. Мы опять готовы наступить на те же грабли?
- К сожалению. До 2001 года регионы платили детские пособия из своих бюджетов. Но как? В 1999 году только в 9 из 89 субъектов Федерации не было задолженности. В целом по стране она составляла более 30 миллиардов рублей. Когда финансирование детских пособий перевели на федеральный уровень, ситуация стала выправляться. Сейчас уже 55 регионов не имеют долгов. Но если предложенный закон будет принят, мы вернемся к тем же проблемам. Регионы вряд ли найдут средства на эти цели, - и опять начнутся бесконечные судебные тяжбы.
- Разве государственные траты на детей столь велики, что федеральный бюджет не в силах справиться?
- Все расходы на поддержку семей с детьми обходятся федеральному центру в 59 миллиардов рублей. Причем на детские пособия тратится только 22 миллиарда. Остальные виды пособий, в том числе - по беременности и родам, - из фонда соцстраха. Мы подсчитали: начиная с беременности матери и до достижения ребенком 16 лет затраты двух бюджетов составляют примерно 51 тысячу рублей. Это три месячные зарплаты федерального министра. Содержание госчиновников обходится казне на 6 миллиардов рублей дороже, чем все дети.
- Выходит, сократив одного министра, можно "дотянуть" до совершеннолетия несколько детей?
- Конечно, размер нынешнего пособия на ребенка постыдно мал. Что такое 70 рублей в месяц? Говорить при этом о повышении рождаемости не приходится. В Норвегии, например, пособие на ребенка до трех лет - 500 долларов. Но даже в менее благополучных государствах бывшего Советского Союза, которые живут не лучше нас, об охране материнства и детства заботятся больше. В Белоруссии пособие по уходу за ребенком платят в течение трех лет, у нас - только до полутора. В отличие от нас там его получают и неработающие женщины. То же в Киргизии. В Эстонии на ребенка военнослужащего пособие - в пятикратном размере.
У нас ежемесячное пособие - меньше 4 процентов от величины прожиточного минимума ребенка. А еще в 1999 году этот показатель составлял 6 процентов. Недавно 40 депутатов Госдумы предложили увеличить пособие до 300 рублей, а на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, удвоить. Правительство дало отрицательное заключение: нет средств.
- Наверное, там расценили предложение депутатов как популистский ход перед выборами?
- Конечно, экономическое положение страны неустойчиво. Но два последних года мы имеем профицит бюджета. В прошлом году он составил 178 миллиардов рублей, в нынешнем - 72. Никто не призывает разбрасываться деньгами, но экономить на детях - стране дороже. У нас и так плачевное положение с демографией. При желании деньги на детей выкроить можно. Мы предлагали правительству привлечь в бюджет дополнительные средства через так называемый "детский" налог. Создать специальный фонд - как во Франции Национальная касса, где будут аккумулироваться средства на поддержку семьи, материнства и детства. Например, за счет дополнительного налогообложения граждан, имеющих сверхдоходы. Ведь у нас подоходный налог для всех одинаков: 13 процентов - и для тех, кто получает 500 рублей, и для тех, у кого 50 тысяч долларов. Мы посчитали: если только 10 процентов самых богатых отдадут хотя бы 1 процент своих доходов, то бюджет пополнится почти на 20 миллиардов рублей. То есть уже детское пособие можно будет увеличить вдвое.
- Эти предложения кому-то не по вкусу?
- Из Минэкономразвития нам ответили: "это нецелесообразно". Предложили "усилить адресность при выплате пособий в рамках выделяемых ассигнований". Значит: разделить те же 22 миллиарда, сократив количество получателей пособий. То есть самым бедным увеличить пособие, лишив его "просто" бедных. Мы не можем на это пойти, потому что отбирать крохи в 70 рублей уже просто не у кого. В нашей стране, по статистике, бедной является каждая вторая семья с одним ребенком. Среди семей с двумя детьми бедных - уже 65 процентов, с тремя - 85 процентов. Так у кого отбирать?
- Почему же депутаты в первом чтении приняли законопроект, который может плохо отразиться на положении многих семей?
- Законопроект внесен президентом. В нем есть рациональное зерно: давно пора разобраться, кто за что в нашей стране отвечает. Но есть и минус: в случае его принятия в федеральном бюджете 2005 года уже не будет ассигнований ни на ежемесячные пособия, ни на сирот, ни на оздоровительные лагеря, ни на борьбу с беспризорностью. Переложив эти заботы на плечи регионов, мы разрушим с таким трудом созданную систему поддержки малообеспеченных семей с детьми. Она не совершенна, но вполне жизнеспособна. А в регионах - известно как: то лопнули трубы, то паводок, еще что-то - и останутся семьи без пособий. Там, где есть средства, и сейчас стараются им помогать. Например, в Смоленской области при рождении ребенка выдают дополнительно 2 тысячи рублей. В Московской области - по тысяче. Есть единовременные выплаты в Нижегородской области, республике Саха (Якутия), Краснодарском крае. В Белгородской области на каждого новорожденного открывается банковский счет, куда вносится тысяча рублей. По 60 тысяч рублей получают неработающие женщины при рождении ребенка в Ненецком автономном округе. В Республике Марий Эл установлены единовременные выплаты школьникам к началу учебного года.
Если бы наша страна не теряла ежегодно по 800 тысяч человек, если бы не вышла в лидеры среди стран с низкой рождаемостью, если бы семьи не были так бедны - может, вопрос потерял бы свою актуальность. Но пока социальная поддержка семьи именно федеральным центром очень важна. В противном случае мы получим то, от чего ушли: рост задолженности по пособиям, жалобы в суд, снижение уровня рождаемости.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников