08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОРТРЕТ, СТАВШИЙ ИКОНОЙ

Есиков Алексей
Опубликовано 01:01 31 Мая 2003г.
В эти дни возросло число паломников в Московский Свято-Данилов монастырь. Здесь по благословению Патриарха Алексия II в храме Святых Отцов семи Вселенских Соборов выставлена для поклонения верующих икона преподобного Серафима Саровского, 100-летие прославления которого в лике святых Русская православная церковь готовится широко праздновать. Сюда ее на время доставили из храма Михаила Архангела скита во имя преподобного Сергия Радонежского, где она находилась последние 10 лет. Этот скит относится к подворью Данилова монастыря в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области.

Серафим Саровский - один из величайших подвижников веры, удостоенный при жизни (1759 - 1833) видения Спасителя и двенадцати явлений Пресвятой Богородицы. Паломникам в храме рассказывают, как прижизненный живописный портрет о. Серафима преобразился в его святую икону.
В 1993 году в Москве в преклонных годах умер иеромонах Владимир. Перед кончиной он завещал родственникам передать хранившуюся у него церковную утварь православным людям. Даже продать ее разрешил, но обязательно верующим. Родственники, далекие от Церкви люди, "портрет какого-то святого" (батюшки Серафима!) пожертвовали Данилову монастырю.
Монахи шаг за шагом стали исследовать историю портрета-иконы. Духовный авторитет преподобного был настолько велик, что многие современники желали иметь у себя его изображение. С просьбой нарисовать портрет к батюшке обращались монах Саровского монастыря Гавриил, мать дивеевской послушницы г-жа Протасова и другие лица. Старец несколько раз уступал таким просьбам, видимо, считая это угодным Богу.
Потому-то в квартире настоятеля Саровской обители после смерти о. Серафима остались два "верных изображения его", выполненных на холсте маслом.
Житие старца, изданное в 1863 году, повествует, что на одном изображении "о. Серафим представлен с открытой главой; лицо у него чистое, белое, глаза голубые, нос прямой, с небольшим возвышением, волосы светло-русые, густые, с проседью, усы и борода густые, с проседью, руки одна с другой соединены на груди. Старец стоит одетым в мантию. Этот портрет написан академии художником Дмитрием Евстафьевым для г-жи Анненковой и ею передан в Саровскую пустынь... Точное изображение с первого портрета помещено в начале сей книги". Второй портрет написан художником Серебряковым примерно в 1827 году. Здесь лицо старца "представлено бледным, удрученным от трудов". Не случайно издатель жития предпочел воспроизвести в книге литографию именно с портрета кисти Евстафьева как наилучшее из известных ему изображений Саровского чудотворца.
Образ, обретенный в Даниловом монастыре, после проведенных экспертиз и исследований на сегодня определяется или как оригинал работы Евстафьева, созданный художником, скорее всего, в период между 1815 и 1820 годом, или как очень ранняя копия. Специалистам стало ясно, что нимб из сусального золота был добавлен к изображению после канонизации о. Серафима в 1903 году, и для икон на холсте нимб такого вида является редкостью - возможно, это было сделано в знак особого почитания образа. В годы гонений на Церковь он, вероятно, был вырезан из рамы, поскольку сейчас имеет не первоначальный подрамник и рваную кромку холста. Это было сделано для того, чтобы сподручнее прятать портрет-икону.
Монахи Свято-Данилова монастыря говорят, что комплекс исследований, связанных с образом святого старца, еще продолжается. А нычне все мы должны быть благодарны Богу за то, что нам дана возможность благоговейно созерцать прижизненный образ Саровского-чудотворца, небесного молитвенника за нас, грешных.
В храме, где до 2 июля выставлена икона, паломники приобретают ее освященные копии для "домашней церкви", делают пожертвования на изготовление достойного киота для нее и на создание иконостаса придела Серафима Саровского в храме Архангела Михаила.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников