ДЕНЬ ЛЕВИ СТРАУСА

Кто это такой? Это тот самый, чей фирменный знак Levi's, читаемый "Ливайс", стоит на "лейблах"

Кто это такой? Это тот самый, чей фирменный знак Levi's, читаемый "Ливайс", стоит на "лейблах" 3,5 миллиарда пар синих джинсов, проданных в мире с тех пор, как Леви, которого на родине, в Баварии, звали Штраусом, перебрался за океан. Это произошло в 1853 году, когда Америку сотрясала "золотая лихорадка". Эпицентр ее был в Калифорнии, где и обосновался немецкий портняга.
Будучи от природы человеком сметливым и оборотистым, он быстро смекнул, что тысячи старателей, перекапывающих землю американского Запада, нуждаются в прочной одежде, которая сможет противостоять тем суровым условиям, в которых они живут и трудятся. Именно золотоискатели, а не ковбои, как потом придумали красивую легенду, были первоносителями брюк из грубой ткани, изобретенной, кстати, итальянцами, с медными пуговицами, которые стали называться джинсы или ливайсы.
Вот почему мэр Сан-Франциско Уилли Браун счел нужным специально отметить 150-летие фирмы Levi Strauss & Co и провозгласил день имени бывшего баварца. Беда только в том, что от нее почти ничего не осталось в самом Сан-Франциско.
Сохранилось только, так сказать, показательное производство, где все еще шьются джинсы с маркой "сделано в США". Но почти весь объем продукции приходится теперь на иные страны, где рабочая сила много дешевле калифорнийской, а накладные расходы много ниже.
Так, Levi Strauss & Co пришлось перестроиться не от хорошей жизни. Выпускать синие джинсы научились и в других развитых странах, и в странах "третьего мира". Фирме нужно было либо распрощаться с клеймом "Proudly Made in USA", либо погибнуть в конкурентной борьбе. Она, разумеется, избрала первое, и ныне в недрах синих штанин обязательно прячется скромный ярлычок со штампом "сделано в Парагвае". Или в Таиланде. Или в Венгрии. Или в Бельгии. Персонал сокращен на 20 процентов в основном за счет американских предприятий.
Но и эта вынужденная перестройка не до конца решила проблемы юбиляра. Если в 1999 году объем его продаж составил 7,1 миллиарда долларов, то в прошлом году он снизился до 4 миллиардов. А первый квартал нынешнего года оказался убыточным - потеряно 25 миллионов долларов. Но руководство фирмы не теряет надежды, что знаменитый "лейбл" вывезет ее из полосы невезения, надо только что-то где-то подправить. Хотя этот оптимизм может и не оправдаться, как полагают эксперты: мир не откажется от синих джинсов, но он уже слишком привык к тому, что на них могут стоять и другие "лейблы", ничем не хуже, чем от "родоначальника".