НЕБОЛЬШАЯ ЗВЕЗДНАЯ ВОЙНА

Такого громкого скандала еще не было в легендарной Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Королева под Москвой, где создавались наши искусственные спутники, пилотируемые и грузовые корабли, проектировались орбитальные станции. Против навязываемой отставки 70-летнего академика Юрия Семеноа, президента и генерального конструктора корпорации, на интернет-сайте "Энергии" была начата сокрушительная атака на его потенциального преемника и, следовательно, на выдвинувшего его генерал-полковника Анатолия Перминова, руководителя Федерального космического агентства. Исход многонедельной словесной битвы был определен в минувшую субботу на годовом собрании акционеров Ракетно-космической корпорации. Академик потерпел сокрушительное и чрезвычайно обидное для него поражение. Он явно переоценил свое могущество.

Юрий Павлович Семенов был переведен в Особое конструкторское бюро-1 С.П. Королева в далеком уже 1964-м из ОКБ Михаила Янгеля, где получали путевку в жизнь боевые ракеты. Ему было 29, и через некоторое время молодой конструктор начал очень быстро продвигаться по служебной лестнице. Под большим секретом мне рассказывали тогда, что удачливый специалист женат на дочери члена политбюро ЦК КПСС Андрея Кириленко, а это, мол, "открывает потрясающие перспективы". Объективности ради надо сказать, что, хотя покровительство влиятельного тестя имело значение, но и сам Семенов в те годы работал интенсивно, стремился объединить усилия конструкторов в решении сложных технических задач. В 1989-м стал генеральным конструктором, а через пять лет назначен президентом и генконструктором корпорации.
На высоком посту ему поначалу удавалось реализовывать заметные проекты. В активе, например, достройка и эксплуатация орбитального комплекса "Мир", стремительное развитие сотрудничества с американцами, начало сооружения Международной космической станции (МКС). Но прорывных, принципиально новых идей, планов не появилось. Большего, по мнению независимых специалистов, можно было бы ожидать от "Энергии", учитывая ее высокий научный и производственный потенциал, и в сфере коммерции, имея в виду и прикладные разработки. В последние годы, отмечают в Роскосмосе, происходит ухудшение экономического положения корпорации. Хотя, по правде говоря, этому в немалой степени поспособствовали и госструктуры, тот же Минфин, урезавшие бюджетное финансирование, необходимое для строительства МКС, на миллиарды рублей. Словом, сегодня претензий к "Энергии" существенно больше, чем в ее золотые годы.
- Но хуже всего то, - говорит мне один из ветеранов предприятия, занимавший не рядовую должность, - что Юрий Павлович, став большим руководителем, со временем, как водится, разительно изменился. Складывалось впечатление, что он считал себя всегда и во всем правым...
А фигура он, конечно, видная, "тяжеловесная": академик и член президиума РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, двух Государственных, международных премий... В свое время Борис Ельцин, будучи президентом, распорядился передать в собственность "Энергии" станцию "Мир". Создавалось впечатление, что господин Семенов почувствовал себя после этого главной фигурой ракетно-космической отрасли. Но дела, увы, лучше не пошли. За пределами "Энергии", на смежных предприятиях многие специалисты в последние годы все чаще говорили, что Юрию Павловичу пора бы перейти на более спокойную работу...
Это было очевидно и руководителям Роскосмоса. Несколько месяцев назад, рассказал мне давний знакомый, работающий в "Энергии", руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов пригласил академика Семенова для неприятного разговора. Предложил ему руководящую должность в "Энергии" взамен поста президента корпорации. Но академик, видимо, воспринял это как смертельное оскорбление.
Была задействована тяжелая артиллерия (кем конкретно, узнать пока не удалось). На интернет-сайте "Энергии", как уже говорилось, поместили сразу три обращения к президенту страны. Первое письмо подписали 17 заместителей Семенова (как президента корпорации и как генерального конструктора). Второе и третье обращения были от разных групп космонавтов, в том числе и депутатов Госдумы. Авторы писем горячо ратовали за переизбрание Ю.П. Семенова, "признанного во всем мире генерального конструктора, под чьим руководством реализуются программы...", обладающего "исключительным талантом предвидения направления развития научно-технического прогресса в ракетно-космической технике", "исключительным талантом конструктора и организатора работ", "незаурядным творческим и организаторским потенциалом, высоким авторитетом".
На этом же сайте подверглась беспощадной критике предлагаемая правительством на пост главы "Энергии" кандидатура Николая Севастьянова, руководителя ОАО "Газком" (совместного предприятия Газпрома и "Энергии", разрабатывающего системы спутниковой связи). Николай Николаевич - выпускник Московского физико-технического института. Работал в "Энергии", позже возглавлял консорциум "Космическая регата", руководил разработкой спутников связи "Ямал". Наверное, на бедного Севастьянова никто не выливал столько черной краски, как авторы сайта. "Не имеет необходимой профессиональной подготовки", "из ОАО "Газком" создал "семейное" предприятие, контролируемое ближайшими родственниками", "это человек, не пользующийся авторитетом, не нашедший взаимопонимания в коллективе"...
Подобострастные восхваления генерального и потоки "чернухи" в адрес его потенциального преемника напоминали полноценную кухонную свару в коммунальной квартире. В бывшем Советском Союзе подобные коллективные письма, направленные в ЦК КПСС, имели бы соответствующие последствия. Но сейчас иные времена. Кремль, как видно, не счел необходимым вмешиваться в этот неприглядный конфликт. Между тем государству принадлежит 38,22 процента акций корпорации. Другие акционеры, поддержавшие выдвижение Севастьянова, консолидировали 12,6 процента акций. В сумме получилось более половины. При таком раскладе и началось 28 мая годовое собрание акционеров "Энергии".
Одним из первых, как мне рассказывали, выступил с отчетом академик Семенов. Он обрушился с критикой на нынешние порядки, заявил, что в подобных условиях не будет принимать участия в этом действе и демонстративно ушел. Затем один из "подписантов" предложил перенести собрание, но поддержки не нашел. Владимир Бранец, заместитель генерального конструктора, не подписавший письмо президенту, а также Юрий Коптев, директор департамента Минпромэнерго, и другие поддержали кандидатуру Севастьянова. Кто-то из выступавших говорил, что не все хотели подписывать письма в защиту Семенова, но несогласных якобы заставляли поставить свой автограф под страхом увольнения. Не знаю, так ли было на самом деле, но все это оставило тягостное впечатление. Культура взаимоотношений в "Энергии" оказалась явно не на космической высоте...
В итоге президентом Ракетно-космической корпорации был избран Николай Севастьянов. Теперь перед ним стоит непростая задача организовать эффективную работу предприятия, не допустив на фоне всех этих малопочтенных баталий раскола коллектива. В заключение остается заметить, что Юрий Семенов избран тем не менее в совет директоров.