ЛИТОВСКАЯ ГРАНИЦА СТАЛА ПРОЗРАЧНЕЕ

Отношения между Россией и Литвой вышли на новый экономический уровень. В последнее время они были сильно натянуты в первую очередь из-за проблемы калининградского грузового и пассажирского транзитов. Еще в 2003 году вышло распоряжение правительства России о разработке проекта соглашения "2К" о совместном развитии двух морских портов - российского Калининграда и литовской Клайпеды. "И лишь сейчас мы смогли его подписать", - сказал корреспонденту "Труда" министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Однако к такому результату, устраивающему обе стороны, шли долго. Точку в работе на этом направлении поставила состоявшаяся в конце прошлой недели третья встреча за последние два месяца Сергея Лаврова и его литовского коллеги Антанаса Валиониса. В переговорах участвовали литовский премьер-министр Альгирдас Бразаускас, глава администрации Калининградской области Владимир Егоров и сопредседатель межправительственной комиссии - глава Минтранса РФ Игорь Левитин.
В центре внимания переговоров "была проблема калининградского транзита во всех ее аспектах", подчеркнул официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко. Именно поэтому после посещения города Тракай в программу включен визит на пропускной пункт Кибартай. Программой визита в Литву было предусмотрено ознакомление главы МИД РФ с технологиями контроля на этом пограничном пункте, где и было подписано соглашение "2К".
Соглашение предусматривает распределение грузопотоков таким образом, чтобы обеспечить загрузку обоих портов. Принято решение об организации совместного контейнерного поезда, который будет формироваться в двух портах и направляться в Москву. В будущем маршрут поезда может быть продлен и до Владивостока. По словам Левитина, выбрано и название этого поезда - он наречен в честь бога торговли Меркурия. Первый контейнерный поезд сообщением Калининград - Клайпеда - Москва отправится уже в начале июля. Был решен и вопрос страхования транзитных грузов российских отправителей. "Литва согласилась с тем, что транзитные грузы, отправляемые из России через Литву, будут страховаться в российских компаниях", - отметил Левитин.
Начиная с марта Россия и Литва не могли прийти к пониманию в этом вопросе. Литовская сторона трижды высказывала намерение повысить тарифы на проезд по своей территории, что привело бы к существенному удорожанию грузов, направляемых в Калининград. Литва мотивировала это тем, что по объемам грузопереработки Клайпеда значительно уступает порту Калининград, хотя в развитие Клайпеды вложены серьезные средства.
Кроме того, не менее важным шагом стала договоренность обеих стран о выборочном досмотре вагонов с российскими грузами на литовской границе. "Теперь из всего состава будут досматриваться лишь несколько вагонов выборочно", - сказал Левитин. Отметим, что до последнего времени на литовских погранпереходах российские грузы досматривались полностью и на это уходило очень много времени. Простой вагонов из-за такого подхода достигал 7 часов, что выливалось в лишние финансовые затраты.
Подытоживая визит в Литву, глава МИД РФ отметил, что работа "по проблеме калининградского транзита идет без шероховатостей". Россия и Литва договорились, чтобы "средства, выделяемые Евросоюзом на обеспечение транзита, сохранялись". На московском саммите РФ - ЕС президент России Владимир Путин поставил задачу перед Евросоюзом улучшить пассажирский транзит. Он подчеркнул, что "схема, которая была предложена, работает без сбоев, что дало возможность поставить вопрос о дальнейшем упрощении процедур транзита". Подписанное Соглашение "2К" - это только начало длинного пути.