РЕЛЬСЫ УПИРАЮТСЯ В КАЗЕННЫЙ ДОМ

Баварцы подняли страшный шум, когда недавно узнали, что почти треть акций знаменитой компании "ESCADA", производящей модные изделия класса "люкс", отныне принадлежит фирме "Finartis", а если конкретно, то ее единоличному владельцу Рустаму Аксененко, сыну бывшего министра путей сообщения в правительстве Ельцина.

Строго говоря, первой стала копать под наследника Николая Емельяновича, неофициального российского олигарха, швейцарская прокуратура, которая пыталась, часто безуспешно, выйти на след припрятанных денег "русской мафии".
Все началось еще в октябре 2000-го с утечки в газету "Тан" о странном происхождении нескольких сотен миллионов швейцарских франков на счетах фирмы "Троэль", которая была "записана" на Рустама Аксененко. Никакого криминала в том не было, но сама фирма оказалась филиалом транснациональной компании "Сеабеко" во главе с израильским гражданином Борисом Бирштейном. Ранее, в 1994 году, бельгийские правоохранительные органы, которые работали в паре со швейцарцами, уже пытались доказать, что основанная этим бывшим советским гражданином компания "МАВ International" отмывала деньги, полученные от контрабанды наркотиков. Тогда доказать ничего не удалось, но у швейцарских сыщиков остались серьезные подозрения, что тут дело нечисто.
Сейчас швейцарские власти продолжают расследование "по факту отмывания грязных денег" против Аксененко-младшего, который живет в роскошной вилле на берегу Женевского озера, где в гараже стоит целый парк автомашин, включая "Мерседес-600", "Бентли", "Феррари". Хозяин "Finartis", зарегистрированной в налоговом раю - на Каймановых островах, и обладатель крупнейшей, в сто миллионов евро, доли в "ESCADA" заявил немецкой прессе, что "дело против него прекращено". Однако швейцарская прокуратура утверждает совершенно иное: "Расследование продолжается. Мы не комментируем его ход, поскольку это противоречит правилам".
В свое время депутаты Госдумы, основываясь на сведениях Счетной палаты РФ, направили запрос Николаю Аксененко: куда делась пятая часть из выделенных МПС 100 миллиардов рублей казенных денег? Попутно законодатели интересовались, почему именно швейцарская фирма "Трансрейл" была сделана уполномоченным агентом МПС по международным перевозкам, и верно ли, что во главе ее стоит сын Аксененко Рустам?
В 2003 году телеканал ТВЦ сообщил, что "некоторые экспедиторские компании, в которых напрямую или косвенно участвовали родственники Николая Аксененко, получали небывалые скидки от министерства - до 56 процентов. Это позволяло им списывать огромные средства и оставаться монополистами железнодорожных перевозок в своих регионах". В адрес руководства МПС звучали обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств.
Известно, что Николай Аксененко был тринадцатым ребенком в семье, а потому пробивался наверх с достойным упорством, не забывая при этом и своих родственников: его клан, по разным подсчетам, состоял из нескольких сотен близких людей, одних только племянников насчитывалось до 50. Учитывая, что Николай Емельянович был близок к Борису Ельцину и даже рассматривался в качестве его возможного преемника, то возбуждение против него в 2002 году уголовного дела стало не только концом блистательной карьеры профессионального железнодорожника, но и громким скандалом для истеблишмента. Хорошо знавшие его соратники говорят, что сам он лично не был связан с бизнесом, эти заботы он передоверил своему племяннику и сыну Рустаму.
На одном закрытом брифинге для журналистов несколько лет назад коллега из "Труда" был свидетелем того, как Анатолий Чубайс рассказал о том, что он лично просил президента Путина поспособствовать выезду Николая Аксененко за границу на лечение, в противном случае, как утверждал его врач, тому оставалось жить не более месяца. Президент тогда промолчал. Но через несколько дней бывший глава МПС получил возможность отправиться в Германию. В июле прошлого года в возрасте 57 лет он скончался от лейкоза крови в Мюнхене.
Дети больших родителей
Фируза Рахмонова, старшая дочь президента Таджикистана, бизнесс-леди, владеет сетью бутиков в центре Душанбе.
Петр Фрадков, сын премьер-министра РФ, возглавляет департамент во Внешэкономбанке.
Гульнара Каримова, дочь президента Узбекистана, имеет долю в узбекской компании мобильной связи.
Виталий и Андрей Черномырдины, сыновья экс-премьер-министра РФ, - крупнейшие акционеры компании "Стройтрансгаз".
Урал Рахимов, сын президента Башкортостана, возглавляет крупные ОАО - "Башкирэнерго" и "Башнефтехим".
Олег Воронин, сын президента Молдавии, владеет крупнейшим в республике банком.
Мурад Ниязов, сын президента Туркмении, живет на Западе, владеет офшорными фирмами на Кипре.
Марина Рогачева, дочь орловского губернатора Егора Строева - представитель Орловской области в Совете Федерации.