04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РУССКИЙ ПРОРЫВ В КАННЕ

Прокофьев Вячеслав
Опубликовано 01:01 31 Мая 2007г.
Приз за лучшую мужскую роль, который получил в Канне Константин Лавроненко, сыгравший в арт-хаусном фильме Андрея Звягинцева "Изгнание", прервал затянувшуюся череду наших неудач.

Похоже, подведена черта под периодом, затянувшимся почти на полтора десятилетия. Наши фильмы тогда хоть и появлялись периодически в основной программе Канна, погоды тут не делали. Если учесть, что в конкурсе был представлен еще один фильм из России (кстати, один из лучших созданных Александром Сокуровым) с неподражаемой по глубине игры Галиной Вишневской, то можно сказать, что в Канне произошел русский прорыв. Увы, режиссер стал в позу "непризнанного гения" и отказался приехать в Канн.
До Константина Лавроненко никто из наших актеров не удостаивался в Канне "пальмового золота". Да и среди актрис вспоминается лишь Татьяна Самойлова, которая побывала на Лазурном Берегу 49 лет тому назад вместе с Михаилом Калатозовым. Режиссер получил единственную за всю российскую историю в Каннах "Золотую пальмовую ветвь" за картину "Летят журавли". Актрисе тогда вручили приз за лучшую женскую роль.
Впрочем, у Татьяны Самойловой была достойнейшая предшественница, благодаря которой Канн был подготовлен к пришествию неотразимой россиянки. Это Клара Лучко. Еще в 1955 году она произвела фурор в Канне, когда туда привезли фильм с ее участием - "Возвращение Бориса Бортникова". Красота прилетевшей "с холода" девушки была настолько ослепительной и настолько затмила всех звезд и старлеток, что ей присудили звание королевы фестиваля. Вокруг нее вился Пабло Пикассо, а художник Фернан Леже написал портрет. Кстати, если он сохранился до сих пор, то должен стоить если не миллионы, то сотни тысяч долларов: рейтинг Леже на аукционах живописи котируется не ниже Пикассо. То было золотое время, и красная ковровая дорожка, ведущая во Дворец кино на Круазетт, радушно расстилалась перед советскими кинематографистами.
Достаточно вспомнить хотя бы приз за лучшую режиссуру, присужденный Юткевичу за "Отелло" в 1956 году, триумфы "Сорок первого" Чухрая годом позже, его же "Баллады о солдате" и "Дамы с собачкой" Хейфица в 1960-м, а затем Гран-при "Соляриса" Тарковского в 1972-м и "Сибириады" Кончаловского в 1979-м.
Последний лавровый всплеск пришелся на годы, ставшие пограничными между Россией времен перестройки и той, которая возникла после краха социализма в стране.
Сначала в Канне был интерес: что, в конце концов, происходит в этой загадочной огромной стране? Именно тогда "Золотую камеру" получил за фильм "Замри, умри, воскресни" Виталий Каневский. Он поразил местную публику показом неведомых ей страшных сторон (речь шла о трагедии ребят-беспризорников) российской жизни. А лучшим режиссером признали Павла Лунгина за экстремальный фильм "Такси-блюз".
После лишь имеющий вес в мировом кинематографе Никита Михалков со своей лентой "Утомленные солнцем" смог почти добраться до фестивального олимпа - в 1994 году он получил Гран-при, хотя рассчитывал на большее: главная награда тогда досталась Тарантино за "Криминальное чтиво".
Далее - тишина. Она изредка прерывалась попытками в основном благодаря лентам Сокурова - до "Александры" их было четыре - напомнить Канну, что кино в России существует и о нем не надо забывать. Но, к сожалению, частенько команда отборщиков кандидатур на конкурсную программу возвращалась из Москвы с пустыми руками. И не потому, что стали предвзято относиться к некогда великой кинематографической державе, а по другой, малоприятной нам причине: выбирать по большому счету было не из чего...
Тогда-то у российской публики и возникла обида на Канн: мол, специально хотят нас уязвить. Так ли это? На этот вопрос мне ответил популярный во Франции российский режиссер Павел Лунгин, который в этом году возглавлял жюри "Золотой камеры" (ее присуждают за лучший дебют).
- Хватит говорить о том, что в Канне существует какой-то заговор против России, - заявил он. - К нам здесь в принципе нормально относятся. А будут еще лучше, если станем делать хорошие фильмы. Посмотрите: и "Изгнание" Андрея Звягинцева, и фильм Сокурова - это настоящее кино, поэтому оно и оказалось в Канне.
Действительно, и приз, полученный Лавроненко за мужскую роль в "Изгнании", и хвалебная критика в адрес "Александры" тому наглядное подтверждение. Больной в Канне подал признаки жизни, и это вселяет надежду...
Кому что досталось
Главный приз - у румынского режиссера Кристиана Мунгиу за фильм "Четыре месяца, три недели и два дня".
Гран-при удостоен японский режиссер Наоми Кавасе за киноленту "Утренний лес". Приз за лучшую режиссуру достался Джулиан Шнабель из США (фильм "Скафандр и бабочка"), за лучший сценарий - Фатиха Акина (фильм "На другой стороне"). Лучшую женскую роль сыграла корейская актриса Чон До Ен в фильме "Тайное сияние" режиссера Ли Чанг Донга.
ДОСЬЕ ГЕРОЯ
Константин Лавроненко родился в 1961 году в Ростове-на-Дону. Окончил актерский факультет Ростовского училища искусств. В армии попал в ансамбль песни и пляски СКВО. В 1981-1985 годах учился в школе-студии МХАТ. Некоторое время работал в театре "Сатирикон". Дебютировал в кинематографе еще в 1985 году. Начинающий режиссер Андрей Звягинцев заметил Лавроненко в одном из театральных спектаклей, где тот играл, и пригласил актера в свой фильм "Возвращение" (2003). Картину ждал главный приз Венецианского кинофестиваля "Золотой лев" и прокат в 70 странах мира.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников