Этот кризис предсказывал еще Маркс

По классику, счастье наступит, когда не будет бедных и богатых

Валюта будущего -свободное время

Олег Ананьин, К. Э. Н., заведующий кафедрой экономической методологии и истории ВШЭ:

— Маркс показал необходимость общественного проекта, альтернативного капитализму. Этот проект до сих пор не реализован, хотя сегодня он не менее актуален, чем 150 лет тому назад. Ответ на вопрос «почему?» дает последний мировой экономический кризис: посмотрите, кто правит миром, и вы поймете, каков этот мир.

Готового решения он не предлагал, исходя из того, что новые поколения людей будут не глупее прежних. Благодаря Марксу у Советского Союза была национальная идея: культурные всплески 1920-х годов и отчасти периода хрущевской оттепели — ее проявления. В 1990-е годы идея была утрачена, позже ее стали искать, но так и не нашли. Что неудивительно: масштаб социального видения нынешних идеологов несопоставим с Марксом!

Вклад Маркса в экономическую науку значителен, и в нем можно выделить две части: то новое, что продолжало и развивало классическую политэкономию (теория прибавочной стоимости, двойственный характер труда, теория воспроизводства), и то новое, что противостояло классической политэкономии. Прежде всего это был метод анализа капитализма как целостной и развивающейся системы (диалектический метод). С его помощью Маркс представил капитализм как клубок социальных отношений и конфликтов.

Маркс гениален своим пониманием тенденций развития общества: он предвидел возникновение трестов и картелей, когда их еще не было, он предвосхитил появление автоматизированных заводов и фабрик, превращение науки в непосредственную производительную силу, то есть, по сути, возникновение того, что сегодня мы стали называть обществом знаний.

До сих пор жизнеспособны многие идеи Маркса. Например, идеал общества, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Уже не так фантастична, как 150 лет назад, мысль о том, что в будущем обществе «мерой богатства будет свободное время». Главным фактором прогресса становится не сам по себе объем инвестиций, а их, как бы мы сейчас сказали, креативность, творческое наполнение. Более того, сегодня отчетливо виден барьер, который тормозит реализацию такой инновационной экономики на базе свободного творческого труда, именно о нем предупреждал Маркс. Это ограниченный доступ к знаниям, когда они находятся в частной собственности. Для нашей страны, где труд чудовищно недооценен, наука не востребована, а знания — даже школьные — все больше становятся товаром, это особенно актуально.

Без него не было бы СССР

Сергей Кара-Мурза, политолог, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН:

— Конкретных идей, которые можно было бы реализовать в качестве социально-инженерных решений, Маркс не выдвигал, тем более в расчете на ХХI век. Речь может идти только о методологических положениях. Так, например, до сих пор актуальны рассуждения Маркса о кризисах капитализма, о «диком капитализме», о том, что Запад старательно искоренял местные капитализмы в Азии. Все это и реализуют в нашей стране. Маркс это не рекомендовал для реализации, а об этом предупреждал. Кому надо, воспользовались, а кого предупреждал, прохлопали ушами. В целом идеи Маркса фундаментальны, их можно было наполнять разным конкретным содержанием.

Без Маркса и марксизма не возник бы СССР и его экономика, как мы их знаем. Но марксизм в большой мере способствовал краху советского строя. Хотя это уже на нашей совести. За наши дела Маркс не отвечает, поскольку в России революция произошла «не по Марксу». Маркс считал капитализм необходимым этапом в развитии любой страны, а «преждевременное» пресечение развития капитализма, как вышло в России, называл реакционным. Альтернативу капитализму (социализм, коммунизм) он предвидел только после того, как капитализм исчерпает свой прогрессивный потенциал.

Общество станет бесклассовым?

Георгий Багатурия, доктор философских наук, профессор МГУ, марксовед:

— Глобальный экономический кризис вызвал такой взрыв интереса к экономическим идеям Маркса, какого давно уже не было. При этом сам Маркс не давал конкретные рецепты, как получать максимальную прибыль или зарабатывать деньги на бирже. Все это ложный миф. Его интересовало другое: сущность и исторические судьбы капиталистического способа производства.

В последней, прошлогодней энциклике Папы Римского Бенедикта XVI прямо сказано, что Маркс поставил диагноз капитализму, и это надо использовать для гуманизации такого общества. Думаю, этого достаточно для оценки Маркса и его теории. Главный труд Маркса называется «Капитал. Критика политической экономии». При этом «Критика» означает объективный анализ капиталистического способа производства. Этот научный анализ приводит к пониманию механизма капиталистической эксплуатации и необходимости радикального преобразования капитализма в новую общественную формацию.

Маркс и Энгельс считали неизбежно предстоящее радикальное преобразование общества делом поколений. При этом, конечно же, у них были конкретные прогнозы и предложения. Например, необходимость обобществления (не всех, а основных, общественных средств производства), централизации банковского дела, бесплатного общественного воспитания всех детей, ликвидации расслоения и поляризации общества, преодоления классовых различий и многие другие. Все — диаметрально противоположное тому, что мы наблюдаем сегодня. При этом Маркс и Энгельс избегали необоснованных прогнозов. Как-то на один несерьезный запрос Каутского Энгельс ответил: «Люди будущего будут не глупее нас с вами, они сами как-нибудь разберутся».

Что касается перспектив будущего, то от Маркса возможен один общий совет: «Создавать и содействовать созданию предпосылок перехода к будущему бесклассовому обществу».