Кому нужны прямые выборы в Ингушетии?

На роль третейского судьи приглашают федеральный центр

 Представители ингушских диаспор провели в Москве в информационном центре агентства «Росбалт» пресс-¬конференцию. Тема ее звучала остро: «Ингушетия сегодня: кризис власти, экономики, общества».

Собравшиеся члены общественных движений говорили о проблемах ингушского народа, приводили факты коррупции и противоправных действий ингушских властей, рассказывали о тяжелом экономическом положении в республике. Главная цель представителей ингушского народа – донести до федеральных властей информацию о реальной ситуации в Ингушетии и добиться проверки приведенных фактов из Москвы. Кроме того, общественники настойчиво требуют вернуть ингушам право проведения в регионе прямых выборов президента республики. С этой целью вскоре решено провести альтернативный всеингушский конгресс в Москве и добиться прямых выборов главы региона. Напомним, что после того, как Госдума дала право регионам самим определять форму избрания глав, Народное собрание Ингушетии решило избирать главу парламентом. До этого в Ингушетии оперативно был проведен съезд ингушского народа, который рекомендовал парламенту отказаться от прямых выборов.

– Ингушский парламент принял решение о лишении своего народа права избирать главу республики прямым волеизъявлением, – заявил представитель московской общины ингушей Дауд Хучиев. – Это выходит за рамки нашего нормального мироощущения и вызвало негодование в Ингушетии. Поэтому ряд общественных организаций принял решение о проведении в Москве открытого конгресса ингушского народа с делегированием представителей от всех ингушей, живущих в разных регионах России. Мы хотим поставить один вопрос: почему нам отказано в прямых выборах? Ингушетия в основном мононациональна. Что мешает действительному волеизъявлению? Мы считаем себя в какой¬то степени оскорбленными собственным парламентом и сегодняшним руководством республики.

В числе других аргументов за отмену прямых выборов главы Ингушетии звучал и такой: это слишком затратное мероприятие, стоимость избирательной кампании оценивается в 15–16 млн рублей. Со слов руководителя инициативной группы «За прямые выборы» Якуба Местоева, примерно в такую же сумму обойдется проведение праздника «Битва в горах», который устраивает власть. «Отмените его и проведите честные открытые выборы», – предложил он. «В Ингушетии проводились выборы президента России, выборы в Думу, а к выборам собственного президента мы не готовы? Где логика?» – задал он риторический вопрос.

Также он обратил внимание на то, что съезд народа, который принял решение не проводить прямые выборы президента, «фактически был нелегитимен». «Съезд был сформирован в течение 10 дней. На любом съезде должна быть мандатная и счетная комиссии, секретариат. Всего этого не было», – отметил Местоев.

Федеральный центр выделяет большие деньги на решение социальных проблем региона. Однако нет механизма распределения денег, до мест они не доходят – «растаскиваются». По предварительным подсчетам оппозиции, за последние пять лет в республике украдено 20 млрд рублей, в то время как годовой бюджет Ингушетии немногим превышает 11 млрд рублей. Собравшиеся приводили массу примеров злоупотребления полномочиями и сомнительных решений власти. Например, строительство мукомольного завода в республике, о котором руководство докладывает как о большом достижении, на самом деле обернулось, со слов оппозиционеров, «способом отмывания денег», так как экономической целесообразности в этом предприятии нет – своего сырья для переработки в регионе нет, а возить из других невыгодно. Аналогичный завод есть в Назрани, и он уже давно простаивает из¬за нехватки сырья. В этот же ряд можно поставить и горнолыжную трассу, для которой не оказалось снега. Теперь руководители шутят, что придется спускаться с трассы не на лыжах, а на велосипеде...

«В Министерстве сельского хозяйства хищения на 300 млн рублей, деньги просто зарывают в землю. По федеральной программе Министерству образования выделяли колоссальные деньги, тоже непонятно куда они ушли. ЕГЭ в школах – это, как я называю, конкурс возможностей родителей, 40–80 тысяч стоит сдача экзамена по русскому», – утверждает член Всеингушского гражданского совета Дауд Гаракоев. – Это не борьба с коррупцией, а ее поддержка. Простенькую справку нельзя получить без мзды». Оппозиционеры заявляют, что в отчетах президент республики говорит о сокращении безработицы, хотя на деле новые рабочие места не создаются. Странные вещи творятся и в сфере ЖКХ, где, как говорят общественники, директора жилищно-коммунальных предприятий преуспели разве что в обналичивании средств. Со слов выступающих, такое не могло произойти  без ведома министра финансов Ингушетии, эти средства шли из федерального бюджета на льготников, а попадали в частные фонды...

Странные вещи творятся и в сфере ЖКХ, где, как говорят общественники, директора жилищно-коммунальных предприятий преуспели разве что в обналичивании средств...

«За пять лет, когда был кредит доверия, беспрецедентная поддержка федеральной власти, можно было вывести республику на качественно новый уровень, но этого не сделано», – считает председатель Кавказского совета по взаимодействию органов исполнительной власти и общественных организаций Илес Татиев.

В завершение встречи участники пресс-¬конференции сообщили, что дата и место проведения московского съезда будут объявлены в ближайшее время. Ингушская оппозиция намерена обратиться к федеральному центру, чтобы донести до него, что в республике далеко не все так гладко, как докладывает нынешнее руководство.