Этим летом российские выпускники успели пока сдать только два Единых госэкзамена. Следующий, по математике, назначен на 3 июня. Однако количество нарушений и связанных с этим скандалов – и региональных, и даже общегосударственного масштаба – уже «зашкалило» по сравнению с предыдущими годами.
Специалисты отмечают, что это, пожалуй, первый случай с 2001 года, когда практически все материалы ЕГЭ оказались доступны для скачивания в Интернете. На днях на одном из американских файлообменников обнаружились задания по русскому языку, биологии, истории, математике, информатике, химии и обществознанию. «Заботливые» авторы распределили информацию по тематическим архивам, сгруппировав их в папки по четырем территориальным разделам: «Дальний Восток», «Урал», «Сибирь» и «Центр».
За доступ к материалам «невидимые помощники» просили по три тысячи рублей. Есть информация, что в некоторых школах выпускники целыми классами скидывались на покупку этих данных.
Тем не менее, использование Интернета – не единственный способ обмануть ЕГЭ-систему. Свою методику успешной сдачи госэкзаменов придумали в Дагестане. Речь идет о так называемом «ЕГЭ-туризме». Появился он уже несколько лет назад, однако в этом году тоже, что называется, расцвел буйным цветом. Поняв, что «ноу-хау» работает, этот метод подхватили и другие кавказские республики.
Меньше ста баллов – позор для джигита
Что представляет собой ЕГЭ-туризм? Ближе к сдаче экзамена учащиеся выпускных классов массово переезжают из городов в сельскую местность. Туда же отправляются и одиннадцатиклассники из соседних регионов. Причина проста: в горном селе сдать ЕГЭ значительно проще. Там никто не заботится о камерах видеонаблюдения; экзаменационные листы при необходимости можно вынести из кабинета, чтобы посоветоваться со «своими». Что касается изъятия телефонов, то, по неофициальным данным, на такие меры представители «горно-сельского образования» попросту не пойдут, ибо это чревато бунтами локального масштаба. Так что гуляющие по Интернету шутки и «демотиваторы» о том, как некоему Расулу сочинение по аське пишет учительница, имеют в своей основе немалую долю правды.
К тому же, сдавать ЕГЭ в селе – еще и намного бюджетнее. В Махачкале, по неофициальным данным, стандартная расценка за услуги преподавателя, который поможет привести экзаменационный лист в приличное состояние, составляет 15 тысяч рублей, а в сельских школах можно уложиться всего в пару тысяч.
Эксперты отмечают, что такое положение дел в кавказских республиках во многом объясняется особенностями менталитета. Большинство жителей того же Дагестана абсолютно убеждены, что результат, продемонстрированный школьником на ЕГЭ, есть показатель статуса – и самого молодого человека, и его семьи. «В горной школе собираются сдавать ЕГЭ. Туда подъезжает милиция, прокуратура. Все в парадной форме. На Кавказе просто считается зазорным, чтобы купить меньшие баллы ЕГЭ по какому-либо предмету, – рассказывает эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев. – Если ты достойный джигит, значит, ты должен получить никак не самые низкие баллы по ЕГЭ, но в соответствии со своими средствами».
Мухлёж как норма жизни
В 2010-2012 годах СМИ уже публиковали отзывы ректоров российских вузов о последствиях кавказской «сдачи». Главы образовательных учреждений сокрушались, что весь первый год после очередного набора студентов преподавателям приходится заниматься отсеиванием молодых людей, которые, придя в приемную комиссию с прекраснейшими баллами ЕГЭ и успешно поступившие, на поверку ужасают своей безграмотностью и в целом оказываются непригодны к обучению.
Разумеется, мошенничества происходят и в других регионах страны. К примеру, семеро башкирских выпускников и одна школьница из Томска уже наказаны за «слив» ответов по русскому языку в Сеть. Теперь пересдать экзамен они смогут только в следующем году. А поскольку русский является обязательным предметом – аттестата в этом году молодые люди не получат.
Тем не менее, – отмечают обозреватели, – причина таких скандалов – не в конкретных ребятах или их преподавателях, а в целом в системе образовательных ценностей, сложившейся сейчас в нашей стране. Не секрет, что все – и сами будущие абитуриенты, и их родители, и учителя, и представители отделов образования всех уровней без исключения – от районных до региональных – заинтересованы в высоких баллах выпускников. Ведь эти оценки служат показателем качества школьного образования в целом. А когда столько заинтересованных лиц, договориться бывает несложно.
Скрытая угроза?
Некоторые эксперты, оценивая растущее с каждым днем количество попыток обмануть систему, склонны относиться к ситуации пессимистически. Они выражают опасения, что несправедливость, жертвами которой в итоге становятся честные и способные выпускники – например, не поступившие в вуз «благодаря» абитуриентам, обманом получившим высокие баллы, – угрожает социально-политической ситуации и со временем грозит общественным взрывом.
«Мы выстроили систему, при которой всего от одного элемента – ЕГЭ – зависит все будущее ребенка, – высказался по этому поводу глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – Ставки для общества в этой борьбе с государством слишком высоки». Так что в итоге, – полагает эксперт, – могут пострадать и власть имущие. «Каждый год чиновники обещают наладить механизм ЕГЭ и прекратить утечки. Но ничего не происходит. И это порождает в стране сильнейший кризис доверия», – поясняет специалист.