Главная Экономика 00:01 31 Мая 2018 7283
А счетчик щелкает...

Новые инициативы правительства: кого бы еще ободрать

Александр Киденис
Первый вице-премьер Антон Силуанов, пожаловался на нехватку в России платных автодорог. Видимо, он исправит этот дефект. Фото: globallookpress.com

Министр финансов Антон Силуанов, едва пересев в кресло первого вице-премьера, заявил, что России очень не хватает платных автодорог, которых «очень низкое, очень маленькое количество...». Надо ожидать, что теперь второй человек в новом правительстве постарается исправить этот дефект. Граждане, готовьте кошельки!

Так сошлось, что в одно время с заявлениями о недостатке платных автодорог страна праздновала ввод в строй самой дорогой российской магистрали длиной 19 км и стоимостью 228 млрд рублей — мост через Керченский пролив в Крым. Его четыре полосы в каждую сторону способны пропускать до 40 тысяч автомобилей в сутки, причем без платы за проезд. «Потому что мост целиком финансируется из средств федерального бюджета, — сообщил ТАСС со ссылкой на правительственные источники. — В таких случаях платность проезда по закону не предусмотрена».

Не спешите радоваться — деньги с вас все равно снимут. Во-первых, на полуостров Крым устремились сотни тысяч автомобилистов. Для них дорога к новому мосту пролегает по автостраде М4 «Дон» с 10 платными участками в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях, где до 28 мая суммарно требовалось выложить 890 рублей, а ныне, по «летнему тарифу», — на 200 рублей больше.

А ведь бывшее Каширское шоссе изначально тоже прокладывалось на казенные деньги. И даже реконструировалось к Олимпиаде-2014 в основном на средства федерального бюджета. Но параллельно управлявшая дорогой госкомпания «Автодор» передала ее в концессию одному из подразделений группы «Мостотрест» с главным акционером в лице кипрской компании Marc O’Polo Investments Ltd., основным владельцем которой был Аркадий Ротенберг.

А теперь следите за руками. Трассу оседлало ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП). В июле 2014-го Ротенберг-старший продал свою долю сыну. Ротенберг-младший контролирует и печально знаменитую систему сбора денег с грузовиков под названием «Платон». Далее последовали другие финансовые операции, и сегодня упомянутой фамилии в перечне владельцев магистрали «Дон» нет. Однако, как пишет журнал Forbes, новый хозяин «Мостотреста» компания «ТФК-Финанс» приобрела собирателя дорожных денег на кредит, полученный от Ротенберга-старшего, а ключевыми менеджерами «ТФК-Финанс» стали выходцы из структур отца и сына. В общем, плату за проезд по хайвею, ведущему уже не только в Сочи, но и в Крым, по-прежнему получает ОССП, с которым когда-то все начиналось. А кто диктует размер тарифов за проезд, догадайтесь сами.

Вообще тарифы здесь — главное. Потому что, в отличие от США или стран Европы, где платными становятся только дороги, построенные частными компаниями, но цену за проезд по ним диктуют власти, в России музыку заказывает не тот, кто платит, а тот, кто получает деньги.

Из нынешней сети российских платных дорог с нуля построено менее пятой части, а остальные существовали задолго до прихода нынешних бенефициариев. А тысяча рублей за проезд по трассе М4 «Дон» — это полная ерунда в сравнении с проездом по платному участку дороги М11 из Москвы в Солнечногорск — 43 км, где в будний день возьмут с вас 500 рублей. Проезд по участку в 62 км из Острова в Вышгородок (граница с Латвией) обойдется вам в 300 рублей, сквозной проезд по Западному скоростному диаметру (46,6 км) — в 500 рублей...

В январе 2016 года об этом безобразии сообщили президенту Владимиру Путину, и он заявил, что «платные дороги вздули цены». Новоявленным «автомобильным баронам» пришлось временно умерять аппетиты. Но ненадолго.

Впрочем, деньги с россиян дерут не только за проезд: на той же трассе «Дон» цена за бензин тоже растет чуть ли не с каждым километром. В США и Европе с этой бедой идет умная борьба — бензоколонки конкурентов размещают в десятке метров друг от друга: кто отважится поднять цену, останется без клиентов, а о сговоре с коллегами лучше не заикаться.

В Крыму тоже хотят денег, и потому полуостров самым первым вошел в список территорий, на которых всех приезжих нужно обложить курортным сбором. А непослушных и должников именно в Крыму решено штрафовать — размер пени сейчас обсуждается. А вот еще цифры для сравнений: в российском бюджете на нынешний год дотации Крыма определены в 29 млрд рублей при собственных доходах региона в 40 млрд.

Естественно, сюда не включены затраты на Крымский мост, на новый аэропорт в Симферополе (32 млрд рублей). Плюс еще деньги, потраченные и запланированные на создание электроснабжения и водоснабжения региона и на прочие заботы Родины-матери о вернувшейся в ее объятия территории, которая по природным возможностям ничуть не хуже Лазурного Берега. Но Ницце прилетающие и приплывающие гости платят не за окружающую красоту, а за предложенные услуги — уютный кров, вкусную еду, всяческие развлечения и прочие многочисленные радости. В Крыму, наверное, туристы тоже платят за то немногое, что им предлагают. Но в пересчете на официальные бюджетные поступ-ления в прошлом году каждый из 5,5 млн туристов принес казне 429 рублей. Не знаю, как у вас, а у меня есть смутные подозрения, что...

Однако нам говорят: теперь платите еще и за приезд, а то нам деньги нужны, сильно не хватает.

Вам не кажется, что развелось много охотников до дармовых денег? Осваивающих все новые и новые способы отъема денег у населения. В последнее время по всей России развесили десятки тысяч камер фотофиксации нарушений ПДД, и в иных муниципалитетах доходы от штрафов с водителей начали перекрывать налоговые поступления с зарплат местного населения. Эксперты утверждают, что эти деньги развращают чиновников: в погоне за штрафами видеокамеры все чаще устанавливаются не там, где отмечена повышенная аварийность, а в местах, где заведомо можно поймать зазевавшегося автовладельца. К примеру, по приказу МВД на участках дорог, где скорость ограничена временными знаками, нельзя использовать комплексы автоматической фотовидеофиксации, но это делается повсеместно.

В крупных городах появился новый вид штрафов — за неуплату парковочных сборов. Механизм простой: сначала в платные парковки превращаются пустые обочины целого района, а затем начинается отлов «нарушителей».

Тем же путем идет федеральная власть: недавно правительство РФ практически вдвое увеличило размеры госпошлин за выдачу загранпаспорта нового поколения, национального водительского удостоверения, а также за регистрацию ТС. Объяснение простое: «Увеличение цены на госпошлину связано с затратами правительства на обработку и хранение данных». Позвольте вам не поверить. И спросить: а на что идут наши налоги, что их не хватает даже «на обработку и хранение данных»?

Центральный банк тоже не промах — принял решение о пересмотре базовых тарифов ОСАГО, ибо страховщики пожаловались на убытки в 4 млрд рублей. Теперь эти деньги возьмут с автовладельцев.

Предложений о дополнительных поборах с населения — пруд пруди. Министр культуры Владимир Мединский предлагает ввести налог на зарубежное кино — чтобы отсеять «слабые» голливудские фильмы, которых в российском прокате все больше и которые забирают зрителей у российских картин.

Депутат Заксобрания Ленинградской области Владимир Пет-ров предложил взимать сбор с россиян, которые отправляются за рубеж по путевке, — по 100 руб-лей в сутки. Которые якобы должны пойти на развитие туристической инфраструктуры российских регионов (если дойдут, конечно).

Коллега Петрова по Заксобранию Санкт-Петербурга, глава фракции «Единой России» Александр Тетердинко предлагает ввести на частных территориях штрафы за собак, о наличии которых хозяин не предупредил окружающих. Депутат почему-то убежден, что это обезопасит горожан от собак, охраняющих стройки, торговые комплексы и частные дома. Причем под санкции попадут все породы — от мастифа до шпица.

Уже бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов тоже попытался внести свою лепту в поиски способов дополнительного обирания населения. На коллегии Федеральной налоговой службы он выступил с инициативой «введения платы за дополнительные услуги населению». Хочется узнать, какие еще «дополнительные услуги» изобретут для нас российские фискалы?

Впрочем, об одной «услуге» уже известно: в ближайшее время власть повысит налоги на добавленную стоимость (НДС) на 2% и отменит льготы по этому налогу — чтобы получить дополнительно в казну 2 трлн рублей. Главный экономист группы БКС Владимир Тихомиров предсказывает: «Это увеличит нагрузку на население, приведет к снижению потребительского спроса и будет иметь прямой инфляционный эффект, потому что приведет к росту цен». То есть эти 2 трлн тоже заплатим мы.

Хотя во всех более или менее развитых странах дополнительные доходы в казну получают за счет роста экономики, а не за счет сдирания всех и всяческих шкурок со вверенного ее попечению населения. А на повышение налогов они отваживаются идти только при прямой угрозе войны — иначе снесут вместе со всеми подобными инициативами.

А в это время

Внешэкономбанк (ВЭБ) опубликовал данные о доходах топ-менеджеров за 2017 год. Покинувший пост председателя правления Сергей Горьков получил 249,4 млн рублей. Не самый большой заработок среди управляющих госбанками, хотя и тут напрашивается вопрос: а как это соотносится с распоряжением правительства о том, чтобы оплата труда руководителей не превышала более чем в восемь раз среднюю зарплату работников федеральных предприятий? Но даже не это главное. Два года назад банк принял пятилетнюю стратегию развития «ВЭБ 2.0», согласно которой в 2018 году должен был выйти на прибыль. А по итогам 2017 года показал рекордный в своей истории убыток — 287,7 млрд рублей. Что, как видим, ничуть не помешало топ-менеджерам самим себя поощрить за столь «результативное» руководство.

И вновь (в который уже раз) вдруг развернулось обсуждение темы про богатство и богатых

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

Кто эти люди и почему в России их, мягко говоря, не очень любят, по старинке утверждая, что трудом праведным не наживешь палат каменных? Толчком к спорам на старую тему послужили два любопытных социологических...

В России наметился бум частного инвестирования

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Bulkin Sergey,globallookpress.com

В январе был побит очередной рекорд: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 30 млн человек. Этак скоро каждый пятый взрослый россиянин вслед за канувшим в историю Леней Голубковым...

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3155
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Труд
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю,...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3088
Лифт застрял!

Вслед за массовыми отключениями тепла в многоэтажках к россиянам подкралась новая напасть: они могут остаться без лифтов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
К 2025 году завершится срок эксплуатации каждого пятого лифта в стране. А заменить их не получится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

2024-й пора объявлять годом ЖКХ: ни дня без новостей от коммунальщиков! То в разгар морозов жители многоэтажек во многих регионах остались без отопления из-за аварий на сетях, то дворники по всей стране...

Экономика 00:07 / 09 Февраля 2024 3055
Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Алекс Зверев
Труд
Годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 миллиона штук. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем,...

Экономика 00:01 / 29 Февраля 2024 3026
Как рыбку съесть?

Британское блюдо фиш-энд-чипс готовят из трески Баренцева моря, которая слишком дорога для нашего кармана

Александр Киденис
Труд
Может, пора уже для населения устроить настоящий рыбный день? Фото: Алексей Гынгазов/Russian Look, globallookpress.com

«У нас в Мурманске в советское время треску и минтай за еду не считали — кошек и поросят кормили. А сейчас по ценам все это деликатес», — говорят жители рыбной столицы...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Российское общество много лет ждет ответа на запрос относительно исправления ошибок приватизации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По иску Генпрокуратуры арестовано имущество сразу нескольких крупных предприятий, в 1990-х годах отданных в частные руки. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

По иску Генпрокуратуры арестованы акции и имущество Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС). Что за этим стоит: пересмотр всего комплекса имущественных отношений, сложившихся после 1991 года, или точечное изъятие...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 2796
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Нет ничего проще: разрешить магазинам даром раздавать еду с истекающим сроком годности

Максим Башкеев
Труд
Чтобы фудшеринг заработал, он должен быть интересен бизнесу. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Судя по всему, фудшеринг у нас все-таки станет реальностью. Соответствующий законопроект подготовили депутаты «Единой России». Документ передан на рассмотрение в правительство и уже успел получить одобрение...

Частных домов в России уже строится больше, чем многоквартирных

Алекс Зверев
Труд
Большинству россиян надоели «человейники», которые росли как грибы после дождя. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В начале нулевых я построил дом. Пришлось во многом себе отказывать, залезать в долги, но с годами пришел к убеждению, что это были лучшие мои инвестиции. Сегодня так думают миллионы: частных домов уже строится...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Экономика 19:01 / 10 Февраля 2024 2340
Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Максим Башкеев
Труд
Фото: Peter Zimmermann/dpa-Zentralbild, globallookpress.com

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки. Напомним:...

Специалисты рассказали, как сделать работу российских складов более безопасной

Эксперты отмечают, таких происшествий станет меньше, когда на больших складах появятся подготовленные профессионалы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

25 января в московском информационном агентстве «Аврора» прошел круглый стол независимого профсоюза «Новый Труд» (НПНТ), посвященный вопросам предотвращения аварийных ситуаций в платформенной экономике, в частности –...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?