Вас тут не летало

Пилоты ворон любят больше, чем голубей и чаек

В это трудно поверить, но маленькая птичка может принести большие неприятности современному авиалайнеру. При лобовом столкновении с самолетом пичуга превращается в пушечное ядро, способное разбить лобовое стекло кабины, помять крыло, фюзеляж или лопатки двигателя. Крупные аэропорты защищают от птичьих стай территорию в радиусе 10-15 км всеми возможными способами. В том числе с помощью орнитологов и специально обученных ястребов и соколов.

Часто ли пересекаются пути самолетов и птиц? По статистике Росавиации, в прошлом году в наших аэропортах зарегистрировано больше тысячи таких случаев. В подавляющем большинстве случаев это мелкие происшествия, какого-либо ущерба воздушному судну они не наносят. Но были 74 серьезных инцидента, которые потребовали тщательной технической экспертизы и ремонта. А недавно вылетавший в Ригу борт из-за столкновения с птицей и разгерметизации вынужден был развернуться и запросить срочную посадку.

Жуткой катастрофой закончилось попадание птиц в двигатели грузового Ан-12, разбившегося в Подмосковье летом 2007-го. Эксперты обнаружили следы удара и разрушения сразу двух двигателей на правом крыле, в результате чего самолет потерял управление, рухнул на землю и загорелся.

А спустя два года случилось происшествие, подарившее сюжет голливудскому фильму «Чудо на Гудзоне». Аэробус А320 компании US Airways столкнулся в воздухе со стаей казарок. Оба двигателя отказали, но пилоты сумели совершить экстренную посадку на водную поверхность реки. Эвакуация пассажиров с полузатопленного лайнера происходила на глазах всего Нью-Йорка. К счастью, обошлось без жертв...

В Домодедово впервые в России стали использовать ловчих птиц для обеспечения безопасности полетов. В этом аэропорту пять ястребов-тетеревятников работают не покладая крыльев с весны до глубокой осени. Орнитологами хищные птицы обучены патрулировать воздушное пространство, не поднимаясь высоко и не мешая взлету и посадке. Метод очень эффективный: стаи пернатых боятся даже грозной тени и избегают мест, где могут встретить ястреба.

«В нашем арсенале также ретрансляторы со звуками ружейных выстрелов и криками раненых птиц, — рассказывает биолог Александр Крахин, сотрудник компании «Ладья», специализирующейся на охране аэропортов. — Специальные экспедиции отправляются в места обитания птиц со звукозаписывающей аппаратурой. Поймать, к примеру, чайку довольно сложно. Но если это удалось, она устраивает невообразимый переполох, истошно кричит, зовет на помощь. Чайку, конечно, отпускают, ну а нам остается ее голос».

Спрашиваю собеседника, не проще ли делать записи в зоопарке? Оказывается, привыкших к людям пернатых почти невозможно напугать. Иногда бывает как раз наоборот. Однажды орнитологов прямо в клетке атаковал пеликан, чего никак не ожидали от вполне дружелюбного с виду великана. «Чем богаче акустический архив, тем он эффективнее, — говорит Александр. — Птицы, как любое живое существо, привыкают к повторяющимся звукам. Поэтому мы записи меняем дважды в неделю».

Весной нашествия перелетных птиц случаются ближе к вечеру, когда они ищут место для ночлега. Такой случай не так давно был в Шереметьево. Перед посадкой экипаж прослушал формальное предупреждение диспетчера о замеченной в районе аэропорта стае пернатых. Самолет садился с включенными фарами и тем не менее не заметил сотни две сизых чаек, расположившихся отдохнуть прямо на ВПП. К счастью, столкновение произошло, когда скорость уже была сброшена до 100 км/ч. В результате птицы попали во все четыре двигателя, два из них пришлось снимать и отправлять на ремонт.

Птиц территория аэродромов привлекает как источник корма. Скажем, насекомые и дождевые черви вылезают погреться на взлетной полосе. Поэтому после каждого дождя ВПП «продувают» спецтехникой. Всю траву регулярно выкашивают, чтобы лишить пернатых убежища от хищников. Применяются подземные установки «Антикрот», которые отпугивают грызунов. Вообще, чем крупнее а-эропорт, тем крупнее и технически оснащеннее служба орнитологов. Малые аэропорты, как правило, устанавливают специальное оснащение на автомобиль руководителя полетов, который контролирует территорию аэродрома. В северных таежных аэропортах в качестве орнитологов часто работают опытные охотники-промысловики.

Нередко люди сами создают проблемы с птицами. По правилам на расстоянии 15 км от ВПП запрещается размещать свалки. В питерском аэропорту Пулково эту норму игнорировали, из-за чего несколько лет имели проблемы с нашествием чаек. Как только ликвидировали свалку, количество чаек и происшествий резко уменьшилось. Между прочим, самыми умными по части взаимоотношений с летающими объектами считаются вороны: за все время наблюдений не было ни одного инцидента с участием каркуш, хотя они почти всегда живут рядом с аэропортами. Больше всего проблем создают голуби, утки и чайки.

О масштабах борьбы говорят следующие цифры. В 2019 году аэропорт Шереметьево уже закупил для отпугивания птиц 20 тысяч пиротехнических и сигнальных средств, разработанных по специальному заказу, а также лазерные приборы, биоакустические установки, электронные газовые отпугиватели «Гром» и даже зеркальные шары, пугающие пернатых. Для избавления от насекомых и грызунов регулярно производят очистку естественных водостоков, выравнивают поверхности грунтом. Во время массовой миграции птиц аэропорт Шереметьево привлекает волонтеров, участвующих в мероприятиях по их отпугиванию. Союз охраны птиц России производит обследование аэродрома и дает свои рекомендации по орнитологической обстановке.

«Наиболее востребованы био-акустические установки Bird Gard, — говорит Александр Крахин. — Это эффективное оборудование, оно эксплуатируется не только в авиационной отрасли, но и, например, в сельском хозяйстве».

Современная биоакустика экологична, установки функционируют на солнечных батареях. Здесь тоже происходит импортозамещение. Недавно на рынке появилась российская аппаратура «Биозвук МС», с дистанционным управлением и широким диапазоном частот, распугивающих птиц на расстоянии до 200 метров. А в Южной Корее особо отличились: придумали миниатюрный вездеход, оснащенный лазерным лучом, который бьет на несколько километров. Луч строго горизонтальный, чтобы случайно не ослепить экипаж воздушного судна, идущего на посадку.

Кстати

Чаще всего ЧП с птицами случаются на взлетно-посадочной полосе при разбеге и при посадке. Но особенно опасны столкновения на последнем отрезке ВПП, когда остановиться уже невозможно и экипаж вынужден взлететь на поврежденном воздушном судне. На скорости отрыва опасность представляют даже крупные насекомые, которые могут вывести из строя датчики высоты. Каждое третье происшествие связано с попаданием птиц в двигатель. Далее по убывающей частоте повреждений — крыло, фюзеляж, носовая часть, шасси, лобовое стекло.