Soft power по-российски: Москва усилит продвижение русского языка

Граждане заплатят за проект чиновников более 7 млрд рублей, эксперты сомневаются в оправданности трат

В 2019-2025 годах Россия выделит 7,4 млрд рублей бюджетных денег на распространение русского языка, гласит распоряжение Министерства просвещения. На подобную программу за 2015-2020 годы государство потратило 3,7 млрд рублей.  
 
На русском языке говорят около 300 млн жителей планеты. Минпросвещения надеется увеличить это число. По замыслу чиновников, к 2025 году пройти онлайн-обучение языку должно в четыре раза больше человек. Почти втрое вырастет количество иностранных участников языковых программ, в настоящий момент это 35 тысяч в год, распортуют в министерстве. Также в мире появится более 70 центров продвижения языка. 
Минпросвещения поддержит не только классические формы изучения русского языка (курсы, интернет-школы), но обратится и к видеоиграм. К тому же Россия готова предоставить учебные пособия для иностранных школ и отбирать кандидатов на обучение в нашей стране. 
 
В январе образовалась межведомственная комиссия по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка под водительством министра просвещения Ольги Васильевой. Она займётся инфраструктурой образования за рубежом и подготовкой преподавателей русского языка как иностранного, сообщают в ведомстве. 
 
Русский язык уже преподают в Таджикистане: более двадцати школ республики взяли на работу 48 учителей-предметников. Есть договорённость о направлении 17 учителей в Киргизию в ближайшее время.

Однако налицо проблемы с русским языком в Прибалтике и на Украине. В мае власти Латвии обсуждали возможность сделать национальный язык обязательным для дошкольников от пяти лет. Притом, что около четверти населения страны считают себя русскими. «Мы категорически против того, каким образом проходит реформа русских школ, потому что это кошмар. У нас качественное билингвальное образование, которым можно гордиться на европейском уровне и помогать, делиться своим опытом с другими странами, а мы это все истребляем своими руками. Уже не говоря о том, что это связано с правами нацменьшинств», — цитирует экс-мэра Риги Нила Ушакова агентство LETA. Кроме того, в июне прошлого года Сейм перевел школы нацменьшинств и частные вузы на латышский язык обучения. В Эстонии пока не было масштабного закрытия русских государственных школ и частных вузов. Литва – достаточно монолитное национальное государство. Русских там меньше, чем поляков (6% против 8%). Может быть, поэтому местные элиты не видят угрозы в русификации. В отличие от Латвии и Эстонии здесь нет странного института «неграждан», а в среднем образовании русский язык не запрещён. 15 мая экс-президент Украины Петр Порошенко подписал закон, предписывающий использование украинского языка во многих сферах жизни. Специальные «языковые инспекторы» смогут контролировать меру, присутствуя на заседаниях государственных или общественных организаций.  
 
При всей правильности идеи продвигать язык за рубежом, эффективность мер российского правительства вызывает сомнения, сказал "Известиям" декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве Александр Шатилов. По словам эксперта, за последние пять лет число русскоговорящих в мире осталось прежним. Шатилов посоветовал «не размазывать, как кашу по тарелке» бюджетные деньги, а сделать акцент на популяризации языка в «ключевых» государствах. Кроме ближнего зарубежья это могут быть страны Азии, Африки, Латинской Америки: там есть экономические интересы у отечественных компаний. 
 
Изучать язык может быть полезно и гражданам стран, в которые часто ездят российские туристы, отметила первый вице-президент международного общественного фонда «Российский фонд мира» Елена Сутормина.

«За вопрос ассигнований говорить не берусь. Но русский язык нужно продвигать на разных уровнях, и прежде всего – на пост-советском пространстве, - сказал порталу TRUD.RU президент Института национальной стратегии, политолог Михаил Ремизов. – Идёт ползучее вытеснение русского языка в Киргизии, Белоруссии, не говоря уже о Прибалтике или Украине. Казахстан перешёл на латиницу, показывая: мы - тюркский мир, а не русский». Дальнее зарубежье тоже имеет значение, хотя и второстепенное, считает эксперт. Важно сохранять и совершенствовать инфраструктуру нашего языка, в случае необходимости напоминая иностранным правительствам о их «перегибах на местах». Ремизов не видит особого успеха в деле продвижения русского языка. «Скорее наоборот: мы теряем позиции», - резюмировал он. 
 
300 миллионов русскоязычных – это 4% от населения планеты, сказал главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов. «Доля РФ в мировом ВВП составляет чуть меньше 3.5%. Так что корреляция очевидна», - цитирует эксперта «Свободная Пресса». Прошлые миллиарды, ушедшие на программу, «сыграли какую-то роль», полагает Баранов. Но стоит ли удваивать траты – вопрос. Тем более в высоко коррумпированном государстве. Возможно, главная цель ревнителей повышения расходов на проект - личное обогащение «отдельных выдающихся представителей мировой русскоговорящей общественности». Лучше потратить средства на обучение сограждан иностранным языкам: экономический эффект будет больше, а программа Минпросвещения лишь заберёт рабочие места, считает эксперт.  

«Простые иностранцы не особенно интересуются Россией, мало о нас читают и знают. Только у сограждан иллюзия будто РФ – центр Вселенной, - сказал нашему порталу председатель Гильдии лингвистов-экспертов, профессор Михаил Горбаневский. – Потуги правительства продвигать язык, думаю, и связаны с низким интересом к России как к политической и экономической структуре». Хотя Китаю мы явно нужны: у Поднебесной огромная экономическая и политическая мотивация постигать наш язык, говорит эксперт. Но Пекин платит сам, чтобы русский язык знало как можно больше китайцев. Эта страна создаёт прекрасные условия труда для российских специалистов, сказал Горбаневский.

«Эти 7,4 миллиарда бюджетных денег для того, чтобы сформировать прослойку симпатизирующих России за рубежом. Мне понятны желания властей: политически «грамотно» поддержать русские сообщества там, где не очень поощряют изучение нашего языка. Но лучше потратить средства на образование внутри страны. Школы объединяют, зарплаты учителей не всегда достойны, абитуриенты не в состоянии написать даже краткую автобиографию, а ЕГЭ превратился в натаскивание на сдачу», - посетовал специалист.