НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ

Начну с момента ареста. Как известно, не в правилах сотрудников правоохранительных органов

Начну с момента ареста. Как известно, не в правилах сотрудников правоохранительных органов заблаговременно предупреждать о предстоящем заключении под стражу. Но когда человека забирают прямо из дома, ему надо позаботиться о своем быте на ближайшие месяцы. Запастись нижним бельем, носовыми платками, полотенцами, туалетными и постельными принадлежностями. Обязательно взять с собой бритвенный прибор, кипятильник, металлическую посуду, конверты, бумагу, ручку. Пригодятся сухари, другие продукты длительного хранения.
В казенном доме не принято что-либо просить. "Не верь, не бойся, не проси" - здесь не просто слова, это целая философия камерной жизни.
Описанный набор обычно все-таки собирают близкие человека, уже арестованного, находящегося под стражей. С непривычки их иногда шокирует, например, просьба принести не одну, а две зубные щетки или пожелание некурящего получить сигареты. Удивляться не стоит - надо просто выполнить просьбу. Иногда причина ее кроется в некоторых малопонятных для несведущего тюремных традициях. К примеру, там нельзя использовать упавшую на пол зубную щетку, а иногда ее специально выбивают из рук. По таким поводам не стоит конфликтовать с сокамерниками. Но всегда следует помнить: в заключении легче всего деградировать. Важно не поддаться влиянию "толпы". Помните, как Владимир Ильич проводил время в заточении? Вождь мирового пролетариата выучил там несколько языков. Там были иные условия. Но и в нашем случае всегда есть возможность сделать зарядку, два раза в день почистить зубы, быть опрятным. Нечистоплотность и неряшливость будут замечены сокамерниками, и тогда не жди от них доброго отношения.
Особый разговор о тюремном питании. Как бы ни хотелось есть - культа из еды делать нельзя. Да, трудно сдержать себя, когда после нескольких дней баланды принесли продовольственную передачу. Но когда объевшийся счастливец под малоодобрительные взгляды сокамерников захочет воспользоваться унитазом, он может получить веский повод к тому, чтобы задуматься о вреде переедания...
О татуировках. В тюрьме это модно. Но пригодится ли в последующей жизни на свободе?
Новичку в камере следует держаться поскромнее, меньше говорить и больше слушать, смотреть и анализировать. Стрессовый характер ситуации, связанной с задержанием, гнетущая обстановка в изоляторе могут подтолкнуть на необдуманные поступки, о которых потом не раз придется пожалеть.
Ни в коем случае нельзя в пылу праведного гнева поддаваться на провокационное предложение некоторых горе-пинкертонов самому доказать свою невиновность. Любой человек и так считается невиновным до той поры, пока его таковым не признает суд. Оправдываться же он не обязан. Наоборот, если у правоохранительных органов имеются подозрения, то им их и обосновывать. Нельзя признавать себя виновным в том, чего не совершал. Обещание отпустить в этом случае под подписку или под залог в 99 случаях из 100 окажется ложным.
Лучше всего воспользоваться квалифицированной юридической помощью, на которую имеет право каждый с момента задержания. Кстати, подследственный вправе знать, в чем он подозревается или обвиняется; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства. Он может знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора; участвовать при рассмотрении судьей жалоб на законность и обоснованность ареста. Можно отказаться от всех контактов до беседы с адвокатом.
Задержанный вправе иметь свидания не только с защитником, но также с родственниками и иными лицами. Но если встреча с защитником гарантирована законом, то иное общение допускается лишь с разрешения следователя.
При "поселении" в СИЗО все проходят медицинское освидетельствование и санитарную обработку. Если, не дай Бог, задержание сопровождалось необоснованным насилием либо незаконные методы воздействия применялись в период нахождения задержанного в милиции, то именно при медосмотре следует обратить внимание медработников на следы побоев и требовать их отражения в медицинских документах. Результаты медицинского освидетельствования вносятся в амбулаторную карту, а при наличии телесных повреждений составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским работником и начальником караула, доставившего арестованных. В случае выявления таких фактов оперативным отделом СИЗО должна проводиться проверка, завершающаяся принятием определенного решения. При наличии признаков преступления материалы проверки направляются прокурору для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Если результаты разбирательства по факту обнаружения телесных повреждений не удовлетворяют пострадавшего, как и в других случаях ущемления его прав, надо незамедлительно жаловаться во все инстанции. К этой возможности обжалования некоторые относятся с недоверием, но факты свидетельствуют, что в ряде мест удовлетворяется почти каждая третья жалоба прокурору.