05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТРАНССИБ - ДОРОГА В БУДУЩЕЕ

Россияне всерьез устали от нескончаемого потока "чернухи" об историческом прошлом своей страны. Пока что нам полагалось созерцать исключительно мрачные картины: свирепые лица царей и рабскую немощь народа. И вдруг внезапный прорыв - международная конференция железнодорожников, проведенная в национально-патриотическом духе. То ли "цензоры" ослабили бдительность, то ли и в самом деле Россия преодолевает очернительский кризис.

Накануне, в первый день работы конференции, президент Владимир Путин собственноручно вручал государственные награды работникам железнодорожного транспорта. Дорожный мастер Дальневосточной железной дороги Владимир Сергеевич Колесов награжден орденом Почета. Осмотрщик вагонов депо Тайшет Николай Григорьевич Ляшек и дежурная по станции Нижний Тагил Лидия Ивановна Коробова получили медаль "За заслуги перед Отечеством" II степени. Свердловская проводница пассажирских вагонов Халида Курочкина стала заслуженным работником транспорта Российской Федерации. Медалью "100 лет Транссибирской магистрали" отмечена Герой Социалистического Труда, ветеран железнодорожного транспорта, легендарная Елена Мироновна Чухнюк. Награждены многие другие работники.
Примечательно, что это происходило на торжественном заседании коллегии Министерства путей сообщения. Владимир Путин первым из глав нашего государства счел необходимым встретиться с командным составом МПС и передовиками железнодорожного транспорта непосредственно в стенах министерства. Все, конечно, когда-то бывает впервые, но первый шаг запоминается особенно.
В рамках мероприятий, предусмотренных программой конференции, президент страны ознакомился с Центром управления перевозками. Руководителям МПС были высказаны соответствующие поручения и рекомендации. Знаменательное внимание к конференции... Она проходила два дня: первый день (работа по секциям) - в Международном торговом центре, второй (пленарное заседание) - в Государственном Кремлевском дворце. Конференции было посвящено театрализованное концертное представление с участием звезд кино, театра, балета и эстрады.
В числе гостей и участников конференции были представители Международной ассоциации железнодорожных конгрессов, Европейской конференции министров транспорта, руководители железнодорожных министерств и ведомств Китая, Японии, КНДР, Южной Кореи, США, Финляндии, Белоруссии, руководители компаний "Сименс", "Тальго", "Дженерал электрик".
В новом ремонтно-экипировочном депо Киевского вокзала столицы работала выставка "Российские железные дороги - сегодня, завтра".
На пленарном заседании выступил с речью председатель правительства Российской Федерации Михаил Касьянов. Транссиб, по мнению премьера, - это "мощный объединительный фактор для России и всего мира".
Участников конференции приветствовал Патриарх Алексий II. Он подчеркнул нравственно-созидательную роль Великого железнодорожного пути, его объединительное, опять же, значение в российской истории.
С приветственным словом выступил известный писатель Владимир Карпов. В свое время он сравнил Транссиб, пересеченный матушкой Волгой, с охранительным крестом России. Так метафорически выглядят магистраль и могучая река с космической высоты. Любопытно было также узнать, что в день конференции писателю-фронтовику исполнилось 79 лет. Именно столько же, по его словам, он, будучи военным разведчиком, добыл немецко-фашистских "языков", за что и получил звание Героя Советского Союза.
Надо сказать, что юбилей Транссиба как значительное историческое событие сказался на общем настрое конференции. В выступлениях ораторов преобладал позитивный пафос. На этом фоне диссонансом прозвучало выступление губернатора Красноярского края А.Лебедя.
Со стороны показалось, что Александр Иванович перепутал именины с родительским собранием. И как строгий учитель с присущим ему ожесточением стал вдруг считать "двойки" в дневнике именинника. Впрочем, свою обличительную речь губернатор закончил все-таки миролюбиво. Он, мол, не "региональный барон", как кто-то считает, а "десантник". Поэтому его волнуют не абстрактные, а конкретные категории. Вывод: у регионов на железнодорожную реформу денег нет. Поэтому, дескать, вы там в центре, наверху, "по одежке протягивайте ножки".
Между тем российские железные дороги находятся накануне серьезных преобразований. Их необходимость вытекает из потребностей развития страны. Ведь железнодорожный транспорт был и остается несущим каркасом всей отечественной экономики.
Кроме того, хотя железнодорожная отрасль и занимает, бесспорно, ведущее место среди других видов транспорта по грузовым и пассажирским перевозкам, но она вынуждена считаться с тем, что сегодня конкуренция в этой сфере усиливается. К примеру, технический прогресс способствует увеличению скорости и грузоподъемности морских судов. Железнодорожная реформа необходима и для того, чтобы успешно конкурировать с альтернативными видами транспорта.
Что же касается конкретно Транссиба, то он должен быть модернизирован таким образом, чтобы стать в глазах иностранных грузоотправителей эффективнее и привлекательнее, чем обходные морские пути.
Основной доклад на конференции сделал министр путей сообщения Николай Аксененко. Он отметил самобытный талант и трудолюбие русского народа. Благодаря русским ученым, инженерам, зодчим, проектировщикам и строителям было создано уникальное инженерно-техническое сооружение - самая протяженная в мире Транссибирская магистраль. Транссиб надежно соединил центр с побережьем Тихого океана. Обширнейший и богатейший Сибирский край и Дальний Восток получили всестороннее развитие как неотъемлемая часть великой России.
Это было достижение мирового уровня. Современники ставили Транссиб в один ряд с такими событиями в истории человечества, как открытие Америки и постройка Суэцкого канала.
И все-таки основу доклада министра составил день нынешний и перспективы на будущее. Это был системный взгляд на цели и задачи реформы отрасли, на имеющиеся проблемы и трудности, пути их преодоления.
В условиях глобализации мировой экономики было бы преступной утопией пустить на самотек огромное железнодорожное хозяйство нашей страны. Хорошие результаты живучести и способности к развитию показывают те организационные структуры железнодорожного транспорта, которые функционируют как единый взаимосвязанный организм на всем производственном пространстве, несмотря на территориальную удаленность различных структурных подразделений. Проверенной моделью такого целостного единства вот уже сто лет служит Транссибирская магистраль.
Железнодорожный транспорт показал свою высочайшую жизнеспособность в годы Великой Отечественной войны. Кроме народнохозяйственных грузов, на его плечи легли воинские перевозки, эвакуация населения, передислокация промышленности на восток страны.
Возможность централизованного управления и концентрации средств и ресурсов на решающих участках и направлениях позволяют надеяться, что нынешние масштабные проекты МПС могут быть успешно реализованы.
Это мостовой (или тоннельный) железнодорожный переход с материка на остров Сахалин и далее до японского острова Хоккайдо. Российская сторона готова вложить средства в модернизацию Транскорейской железнодорожной магистрали и ее соединение с Транссибом. Начато строительство железнодорожных веток к таким уникальным месторождениям, как Эльгинское угольное и Чинейское полиметаллическое. Имеется в виду также участие в создании мощного контейнерного терминала и логистического центра в Европе (в районе станции Богумин в Чехии), проведение туда железнодорожной линии с широкой колеей. В планах - открытие высокоскоростных линий.
Но будет ли все это реальным, если возобладает тенденция окончательно демонополизировать сухопутные перевозки?
В выступлениях на конференции многих отечественных и зарубежных ораторов звучало искреннее восхищение плеядой выдающихся умов России, обеспечивших успешное строительство Транссиба в экстремальных природно-климатических условиях Сибири.
Если бы эти люди, проложившие рельсы через болота и вечную мерзлоту, построившие великолепные мосты, по которым и сегодня, спустя сто лет, мчатся поезда, если бы они могли снова появиться на земле, то они, наверное, были бы в одно и то же время удивлены и разочарованы. Безусловно, им могли бы показаться волшебными чудесами радио, телевидение, компьютеры, сотовая связь. И наверняка огорчили бы непрекращающиеся попытки желающих все поделить и приватизировать - и тем самым загнать большинство населения страны в очередной лабиринт.
Вот лишь один пример: беспрецедентное давление на МПС в связи с созданием Центра управления перевозками. Казалось бы, что плохого в ЦУПе? Транссибирская магистраль полностью оснащена оптоволоконными линиями связи. Это позволяет специалистам из ЦУПа, находящимся в Москве, отслеживать передвижение любого состава в режиме реального времени. Вот и министр МЧС Сергей Шойгу недавно заявил в телекамеру, что он в любой момент знает, где находится то или иное бревно, направляемое по железной дороге в порядке гуманитарной помощи жителям пострадавшего от наводнения Ленска.
Что же тогда беспокоит наших "приватизаторов"? Неужели и в самом деле им жаль эмпээсовскиех денег, используемых на имформационное обеспечение доставки грузов и перевозок пассажиров? Отнюдь нет! ЦУП для них - действительно серьезный повод для беспокойства, потому что это символ централизованного единства. Это - не средство управления какой-нибудь детской железной дорогой в парке культуры и отдыха. С его помощью управляется железнодорожное хозяйство всей страны. На то он и ЦУП!
Не теряя солидарности с прошлым Транссиба, участники конференции все-таки больше думали и говорили о его перспективах. Это и понятно. Ведь Транссиб -это дорога в будущее.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников