11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

И СТАРОСТЬ БЫВАЕТ В РАДОСТЬ

Васильев Юрий
Опубликовано 01:01 31 Июля 2001г.
Наверное, каждый из нас, кто бывал за границей, обращал внимание на тамошних пенсионеров. Кажется, что у стариков вторая молодость наступила: такие они все бодрые, веселые. Наблюдая за ними, ловишь себя на мысли: люди действительно на заслуженном отдыхе, который позволяет нормально жить.

А возвращаешься в родные пенаты и видишь: старость - это бедность, беззащитность, немощность. Нет, храни Господь подольше от этого "заслуженного отдыха": мы уж лучше поработаем, пока позволяют голова да руки-ноги.
Именно так рассуждал и Ш.Бахтияров, участник первых строек газотранспортных систем в Сибири, Средней Азии, знаменитой магистрали Иран-СССР, представитель того поколения, для которого работа до седьмого пота была синонимом слова "жизнь". Однако на стройках сохранить здоровье более чем сложно. Получив три инфаркта, Шахмар Хасмедович ушел на пенсию по инвалидности. Почти все деньги пришлось тратить на лекарства. Поэтому, когда врачи сказали, что требуется операция - аортокоронарное шунтирование, Бахтияров чуть ли не дар речи потерял. Смеются, что ли? Откуда у ветерана могут быть средства на "президентскую" операцию?
Конечно, Бахтияров работал в отрасли, слывшей в советские времена одной из самых богатых. Министерство строительства нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегазстрой) СССР было крупнейшей в мире структурой, осуществлявшей ускоренный прирост мощностей нефтегазовой индустрии на основе самых передовых технологий. А быстрые темпы знаменитых строек, например Уренгой-Помары-Ужгород, задавали прежде всего люди - те, кто вопреки тяжелейшим климатическим условиям работал на гигантских природных кладовых и трассах "голубого топлива".
Бахтияров, возможно, мог бы скопить что-то к старости. Он пытался, но ничего не вышло. Непоследовательность экономических реформ в России стала причиной критической ситуации в топливно-энергетическом комплексе страны, в том числе нефтегазостроительной отрасли. В 90-е годы объемы строительного производства резко снизились, многие предприятия пришли в упадок, а часть из них вообще перестала существовать. В итоге была разрушена мощная социальная инфраструктура нефтегазового строительства, и, как следствие, тысячи ветеранов, отдавшие лучшие годы своей жизни строительству трасс, освоению месторождений оказались у черты бедности.
Бахтияров приготовился уже к худшему, но узнал, что существует благотворительный Фонд поддержки ветеранов нефтегазового строительства, созданный по инициативе руководства ОАО "Стройтрансгаз".
Шахмар Хасмедович знал, что в последние годы каких только фондов не было, пытался в некоторые из них обратиться. Но оказывалось, что эти структуры уже не действуют. И все-таки Ш.Бахтияров поверил, что этот фонд ему поможет, потому как возглавляет его А.Беккер, который сам более двадцати лет строил нефтегазовые магистрали, а последние десять лет возглавляет ОАО "Стройтрансгаз". Усилиями Беккера, который объединил лучшие кадры и организации нефтегазового строительства, отрасль уверенно возрождается. Сегодня "Стройтрансгаз" является генеральным подрядчиком таких уникальных газотранспортных систем, как Ямал-Европа, Россия-Турция ("Голубой поток"). Успешная деятельность на стройках позволяет компании помогать своим старикам.
Бахтияров не ошибся: благотворительный фонд ОАО "Стройтрансгаза" помог ветерану. Операция на сердце прошла успешно.
На этом можно было бы поставить точку: мол, мир не без добрых людей. Но дело в том, что помощь Бахтиярову - отнюдь не одноразовая акция благотворительного фонда "Стройтрансгаза". Здесь вообще не приемлют "формально-бюрократической душевности". Президент компании "Стройтрансгаз" А.Беккер, предлагая в 1997 году систему поддержки ветеранов нефтегазостроительной отрасли, особенно подчеркивал, что она должна работать надежно, эффективно и постоянно.
О благотворительной деятельности особо не принято распространяться. Но вот недавно удалось побывать на заседании попечительского совета фонда "Стройтрансгаза", где подводились итоги четырехлетней работы. И вот что удивительно: здесь не ждали, когда к ним обратятся за помощью, здесь сами разыскивали тех, кто когда-то работал в нефтегазостроительной отрасли. Как говорит Ю.Баталин, заместитель председателя попечительского совета: "Мы сами шли навстречу нуждам ветеранов. Помощь, которую фонд оказывал, всегда носила конкретный характер".
Фонд действительно служит людям: оказывает медицинскую помощь, обеспечивает санаторно-курортный отдых, помогает встретиться друзьям - ветеранам строительства, которых судьба разбросала по разным регионам. И еще много делает такого, что радует пожилых людей.
В настоящее время благотворительный фонд уделяет внимание тысячам ветеранов нефтегазового строительного комплекса. "Это не столько благотворительность, сколько наша обязанность - помогать тем, кто шел впереди нас, кто создавал эту отрасль", - считает А.Весельев, исполнительный директор благотворительного фонда.
Однако сами пенсионеры, честно сказать, такой заботы не ожидали. В дирекцию фонда приходят письма со всей страны со словами признательности как попечительскому совету, так и лично А.Беккеру. Ветераны А.Шевкопляс, С.Воловик, А.Сергиенко, Г.Шакиров, А.Глушков, И.Коровин и многие другие пишут: "Глубоко благодарны вам за систематическое внимание к нашим нуждам и проблемам на протяжении нескольких сложных для нас лет". И.Якин, глава города Белоусово, что в Калужской области, благодарит фонд за большую помощь в обустройстве клуба ветеранов в своем районе, за их материальную поддержку.
На июльском заседании попечительский совет учредил своеобразную "пятилетку" социальной поддержки по трем программам: "Здоровье ветерана", "Быт ветерана", "Культура ветерана". Главная задача остается прежней - гарантировать своим пенсионерам право на здоровье и достойные условия жизни.
Естественно, возникает вопрос: на какие средства существует фонд? В основном поступления идут от ОАО "Стройтрансгаз" и от ряда нефтегазостроительных организаций. Причем каждая из них выделяет столько средств, сколько может, или, как заметил кто-то из членов попечительского совета, "у кого на сколько хватает совести".
Но разговор не только о деньгах. Дело в том, что как бы ни старалось государство помочь старикам, без участия корпоративных предприятий наше старшее поколение не выдержит всех экономических катаклизмов. Есть у меня один знакомый, старый швед, который, выйдя на пенсию, живет то в одной, то в другой стране. Тем не менее компания, в которой он когда-то работал, ежегодно посылает ему "рождественскую" премию, вполне весомую даже для Запада, со словами "спасибо, что благодаря вам мы до сих пор процветаем". Думаете, он был каким-то уникальным работником? Ничуть. Самым обычным. Но такое внимание уделяется всем бывшим сотрудникам фирмы.
Думаю, деятельность фонда поддержки ветеранов нефтегазостроительного комплекса представляет определенный общественный интерес, ибо показывает, какие социальные программы могут осуществлять промышленные компании в России с учетом новых экономических условий. ОАО "Стройтрансгаз" дает конкретный ответ на весьма актуальный для наших дней вопрос: как гарантировать достойную старость пенсионерам?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников