ТАНЕЦ ПОЭТА

В Мариинском театре прошли премьерные спектакли возобновленных балетов на музыку Шостаковича

В Мариинском театре прошли премьерные спектакли возобновленных балетов на музыку Шостаковича "Барышня и хулиган", "Ленинградская симфония" и "Клоп".
Эти балеты были поставлены в середине прошлого века Леонидом Якобсоном, Константином Боярским и Игорем Бельским. В начале нового столетия их возобновили Габриэлла Комлева, Игорь Петров, Александр Степин и Вячеслав Хомяков.
Звезда советского балета Габриэлла Комлева сама когда-то исполняла партию девушки в "Ленинградской симфонии" и, по ее словам, ныне постаралась сохранить замечательную хореографию Игоря Бельского. Этот балет производит очень сильное впечатление даже теперь, через более чем полвека после войны...
Музыка "Клопа" - это ранний Шостакович. Композитор написал ее в 1929 году для спектакля в театре Мейерхольда. По рассказам музыковеда Софьи Хентовой, Шостаковичу пьеса не очень нравилась, но притягивал авторитет Мейерхольда. Композитор встречался с автором пьесы Владимиром Маяковским, и тот посоветовал ему написать такую музыку, которую сыграет и оркестр пожарных. Это пожелание Шостакович воплотил в подчеркнуто пародийных танцевальных ритмах. Леонид Якобсон, который создал балет на эту музыку для собственной труппы "Хореографические миниатюры", определил жанр как хореографический плакат. Балетмейстер вывел на сцену самого поэта, партию которого тогда танцевал Аскольд Макаров. Шостакович балет видел и остался им очень доволен. Он писал: "Незабываемый вечер! Мне казалось, что мы с Якобсоном впервые родились в искусстве, и моя музыка звучала по-новому в хореографической интерпретации".
Маяковский написал в 20-х годах социальную сатиру на чиновничье племя, которое он сравнивает с клопами. По словам Александра Степина, фабула пьесы и сегодня крайне актуальна.
Сценография Александра Окуня и Бориса Мессерера точно воссоздает атмосферу действия, притом сцена практически свободна для танцовщиков. Им есть где развернуться - не то что в ставшем притчей во языцех "Щелкунчике" Михаила Шемякина, где подмостки заставлены, словно лавка антиквара.
Артисты Мариинки танцевали балет "Барышня и хулиган" небезукоризненно, но, на радость публике, очень темпераментно и даже весело. Так что все в конце концов остались довольны друг другом.