ЮРИЙ ФАЛЕЙЧИК: "ИНВЕСТИЦИИ НАПОМИНАЮТ ДРАКОНА, ПРО КОТОРОГО МНОГИЕ ГОВОРЯТ, НО КОТОРОГО НИКТО НЕ ВИДЕЛ"

Приток капиталов увеличит поступления налогов в региональный бюджет, обеспечит дополнительные рабочие места, даст толчок развитию новых производств и отраслей. Если пришедшие инвесторы чувствуют себя как сыр в масле, значит, их примеру последуют другие. Ситуация, однако, складывается иначе: в прошлом году доля Иркутской области в промышленном производстве страны составила 1,7 процента, а удельный вес инвестиций вдвое меньше - всего 0,8 процента. Почему? Об этом размышляет председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Юрий ФАЛЕЙЧИК.

СКАЗОЧНАЯ СТРАНА
У проблемы инвестиций две составляющие - общегосударственная и территориальная. Общегосударственный уровень - это свобода движения капитала, налоговая система, законодательная база для защиты прав собственности, управление правоохранительными органами. Раньше одной из главных помех назывались высокие налоги. Но сейчас подоходный налог в России один из самых низких в мире, налог на прибыль тоже радикально снижен. Но инвестиций по-прежнему мало. Значит, мешает что-то другое.
Вложить деньги в акции отечественных компаний, прыгающие, как одуревшие блохи, посыпанные дустом, или в развитие отрасли, где еще не закончен передел собственности, весьма рискованно. А в мире достаточно мест, куда можно инвестировать капитал с минимальным или по крайней мере меньшим риском, чем в России. Плюс к этому безумная зависимость притока настоящих инвестиций от коррупции. Нежелание легализовать вывезенный капитал - "ненастоящие" инвестиции. И, конечно же, характерная для нового времени форма строительства бизнеса - сначала "крыша", потом все остальное. В итоге и лавочник, и олигарх ищут защиты не в судах, а у "крыши".
Наиболее значимые инвестиции мы видим в сырьевом секторе, где работает относительно надежное законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП). Правда, кое-где зарубежные капиталы, принявшие наши правила игры и "понятия", присутствуют и в обрабатывающей промышленности, и в сфере услуг. Особенно этим выделяется столица да немногие крупные города. Но в глубинке, на далеких окраинах России картина иная.
Региональный уровень зависит исключительно от отношения провинциальной власти к инвестициям, инвесторам и собственникам. В тех регионах, где исполнительная власть активно занимается привлечением инвесторов, а также их защитой, складываются неплохие показатели. К сожалению, Иркутская область является на сегодняшний день не лучшим объектом для вложения капиталов. А все потому, что здешняя власть, продекларировав свою заинтересованность в инвестициях, реальных шагов пока не делает.
КТО В ЛЕСУ ХОЗЯИН?
Серьезными негативными факторами, которые служат красным сигналом светофора для инвесторов, стали события конца прошлого года в Братске и Усть-Илимске. Стабильно работающие предприятия в одночасье были захвачены без всяких выяснений прав собственности. Просто некто захотел иметь лесопромышленные комплексы. Вот это и есть передел. Естественно, неправедный и, естественно, с вовлечением правоохранительных структур, судебных приставов и чиновников. Вот где знак опасности. Кто же будет вкладывать деньги в Иркутскую область, если в один момент здесь можно потерять все? Между тем губернатор и администрация области никак публично не отреагировали на события в Братске и Усть-Илимске. Собственникам пришлось отстаивать свои права без поддержки со стороны региональной власти. Имущество они вернули, но понесли большие убытки. Это плохой знак для инвесторов. Пока на региональном уровне не будет заявлено, что собственность - это на самом деле святое, в отношении как малого предприятия, так и крупной корпорации, - рассчитывать, что в Прибайкалье придут серьезные инвесторы, не приходится.
ТАЙШЕТСКАЯ ИСТОРИЯ
Есть еще один знаковый пример, который выявляет отношение к инвестициям и, соответственно, к инвесторам. Речь о попытке создания в Тайшете опытно-промышленного, а потом и промышленного производства алюминия на новых технологиях обожженных анодов. Исполнительная власть еще пару лет назад во всеуслышанье заявляла, что именно этот проект станет пионерным, что все условия для его успешной реализации есть и надо оказать всемерную помощь тем, кто его будет осуществлять. Поверили, дружно взялись за дело. Появилась компания "Алюком-инвест", рискнувшая своими деньгами.
Что в итоге? Попытки запустить опытное производство наглухо заблокированы конкурентами, которым не нужно, чтобы появился еще один алюминиевый завод. В Тайшете планировалось более современное, чем на БрАЗе и ИркАзе, производство - более чистое, а экономически более эффективное. Его запуск породил бы невыгодные сравнения с действующими предприятиями, вызвал бы критику за их непрозрачность, неэффективную работу и загрязнение окружающей среды.
Конкуренты действуют не напрямую, а через аффилированные структуры, в первую очередь через Иркутскэнерго. Поднимают и "экологическую волну". Как ведет себя исполнительная власть? Пока никак. Но если она не подтвердит свои заявления двухлетней давности, не встанет на защиту инвесторов, вкладывать деньги в производство на территории Иркутской области вряд ли кто станет. Кому хочется оказаться один на один с беспределом, чинимым конкурирующими структурами?
ПРОЕКТ-ПРИЗРАК: КОВЫКТА
Облик несбыточного, во всяком случае в ближайшие годы, приобрел Ковыктинский проект. С самого начала с покупателями не были согласованы объемы, цены и сроки поставок газа. Это не конъюнктурный товар, он не котируется на биржах. Торговля газом в отличие от нефти идет по долгосрочным договорам. Особенно это относится к проектам, связанным со строительством магистральных трубопроводов. Этот этап на Ковыкте до сих пор не закончен, да по большому счету и не начинался. И когда всерьез начнется, не ясно. Тем более что в соседних регионах развиваются проекты, альтернативные Ковыкте, - Сахалинские месторождения газа, например. Они работают на тот же рынок. Обстоятельства играют против Ковыкты.
Не исключаю, что ситуация с проработкой Ковыкты затянута сознательно. Приход крупных инвесторов фактически не ускорил развитие проекта по добыче, транспортировке и продаже газа, а простимулировал лишь разведку месторождений. Разведка нужна не только для того, чтобы знать их реальные масштабы, но и для увеличения активов самого проекта. Такое увеличение усиливает позицию акционеров, стимулирует рост курсовой стоимости собственных акций. Активность в фондовых операциях приносит существенные плюсы.
Если уж серьезные шаги по освоению Ковыкты не сделаны за много лет присутствия таких крупных инвесторов, как "Бритиш Петролеум", то подтверждаются изначальные опасения, что проект будет заморожен после окончательной доразведки. Область, увы, не превратится в обещанный "рай", а в руках иркутян вместо жар-птицы окажется только ее бесполезный хвост.
Если не предпринять радикальные шаги, такая ситуация может продлиться долго. Одной из мер могло бы стать вхождение в Ковыктинский проект Газпрома. Это внесло бы определенность и динамизм, которые так необходимы.
Вновь стала актуальной идея продажи 12-процентного областного пакета акций "РУСИА Петролеум". Таким образом можно привлечь нового инвестора. В любом случае должен быть открытый конкурс между покупателями. Даже если пакет акций приобретет кто-то из нынешних акционеров, все равно появится больше определенности.
СЛОВО И ДЕЛО
На этом фоне любопытно выглядит подготовленная в администрации и утвержденная в региональном парламенте программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года, то есть на период до следующих выборов губернатора. Главным приоритетом в ней названо привлечение инвестиций. Контрольные цифры деятельности увязываются с инвестиционным сценарием развития Иркутской области. Спрашивается, как же так? С одной стороны, не защищаем права собственников, не поддерживаем инвесторов, не развиваем начатые проекты, с другой - пишем инвестиционные сценарии. Будет Тайшетский алюминиевый завод, построенный "Алюком-инвестом", - будут собственники чувствовать себя в области надежно, "пойдет" Ковыкта - можно будет всерьез относиться к заявлениям о создании климата, благоприятного для инвестиций, и рассуждать о возможностях реализации программы среднесрочного развития региона. Не будет всего этого, значит, программа - напрасный труд людей, ее создавших.
Хватит призывать ивестиции наподобие шаману, взывающему к небесам! Ивестиционный климат в отличие от природного делается людьми, которых народ избрал властвовать. Именно они призваны инвестиционную засуху превратить в инвестиционное половодье.