КОЛЛЕКЦИЮ НАДО ОБЪЕДИНИТЬ

Такую точку зрения высказала в разговоре с корреспондентом "Труда" директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина АНТОНОВА

- В минувшую субботу я вернулась из Лос-Анджелеса, где открылась выставка работ импрессионистов и постимпрессионистов из нашего собрания. Интерес публики огромный... С американской стороны мы получили на государственном уровне все необходимые гарантии того, что полотна будут в полной сохранности и затем вернутся в наш музей. Ведь Америка признала в 1933 году Советский Союз, а значит, и его внутренние законы, в том числе акты национализации, коснувшиеся коллекций Щукина и Морозова.
Кстати, Россия - не единственная страна, где такие акты совершались. Немало художественных ценностей, например, было национализировано во время Великой Французской революции, и никто не "отыгрывал" их назад...
К сожалению, объединенное собрание искусства, органично составленное из национализированных коллекций Щукина и Морозова (оно хранилось в здании, где сейчас находится Академия художеств), в 1948 году было разделено на две части. Этот совершенно волюнтаристский, просто-таки преступный акт, санкционированный Сталиным, имел целью вовсе не обогащение какого-либо музея, а ликвидацию единой коллекции шедевров импрессионизма и постимпрессионизма, объявленного в ту пору "буржуазным упадочным искусством". Рубили по живому. Так, оказался разрозненным известный триптих марокканских работ Матисса: одна часть пошла в Ленинград, а две оставлены в Москве. Мы, правда, потом с Эрмитажем произвели обмен, и триптих удалось воссоединить.
Если хотите знать мое мнение, то воссоединить надо бы всю коллекцию Щукина-Морозова. Причем на московской почве. Потому что оба великих собирателя были москвичами и представляли характерно московский тип коллекционера. Тогда мы получили бы (вернее, вновь обрели) один из самых мощных музеев искусства конца XIX - начала ХХ века в мире.
Что касается соединения коллекций именно в особняке Трубецкого... Понимаете, достаточно посмотреть на старые фотографии его интерьеров, запечатлевшие совершенно доморощенную, во много рядов шпалерную развеску картин вплотную друг к другу, чтобы понять: так сегодня размещать полотна огромной художественной ценности немыслимо. Хотя и нельзя забывать, что некоторые вещи - такие, как "Танец" и "Музыка" Матисса, - сделаны именно для лестницы этого дома. Впрочем, здание сейчас принадлежит Министерству обороны, и доступ публики в него закрыт. Я, по любезному приглашению министерства, была там и еще раз убедилась, что объединять коллекцию надо под какой-то другой крышей.
Меня также спрашивают - нельзя ли расценивать нынешний демарш г-на Делок-Фурко как завуалированную попытку хотя бы отчасти вернуть себе московскую недвижимость. Этого я не знаю, но одно могу сказать твердо: он полностью отдает себе отчет, что прав на коллекцию у него нет, но время от времени надо же как-то напоминать о себе...