У "ШАБАК" ОСОБОЕ ЧУТЬЕ

Никакой самый совершенный "электронный нос" не учует наркотики или взрывчатку так, как это делают специально обученные собаки. Кинолог Клим Сулимов пошел еще дальше - скрестил сибирских лаек с шакалами. В результате получились метисы, обладающие феноменальным чутьем. Вот уже несколько лет полукровок с успехом использует служба безопасности "Аэрофлота". Но сейчас стало ясно: питомцы Сулимова понемногу вырождаются, и никто не хочет помочь кинологу сохранить уникальную породу.

Мне довелось наблюдать, как метисы ищут тротил. Причем я и был "террористом", заложившим взрывчатку в салоне самолета. Сразу поясню: речь идет об экзамене, который устроили в "Аэрофлоте" питомцам Сулимова. Повизгивая, небольшие собачки снуют между кресел. Найти тротил чрезвычайно трудно.
- Большинство взрывчатых веществ пахнет не сильнее, чем пластмасса, - поясняет Сулимов, - но наши собаки обнаруживают их в 95 случаях из 100.
Черный метис по кличке Рид тявкает и ложится на пол возле кресла, в котором я спрятал сверток с тротилом. Собака требует вознаграждение - кусочек мяса. То, что мы называем борьбой с терроризмом, для братьев наших меньших - просто игра.
Идея скрестить шакала с лайкой появилась у Сулимова в послевоенные годы. Он, тогда юный натуралист, нашел простое объяснение, почему лев допускает шакалов к трапезе. Дело в том, что нюх у царя зверей довольно слабый. Вот он и использует шакалов, обладающих очень тонким чутьем, в качестве "информаторов". Они предупреждают, если поблизости оказывается человек или крупный хищник. А сибирские лайки привлекли внимание молодого Сулимова тем, что в 60-градусные морозы, когда любые вещества теряют пахучесть, умудряются разыскивать себе пропитание.
Возможно, эти наблюдения остались бы невостребованными. Но в 60-е годы в Советском Союзе появились первые преступные группировки, занимающиеся сбытом наркотиков. Надо было срочно искать эффективные способы борьбы с новым злом. Здесь и пригодилась идея Сулимова - "добро" на проведение эксперимента дали.
Он удался не сразу. Шакалы, которых доставили в Москву из Закавказья, наотрез отказались спариваться с собаками. И только их детеныши, вскормленные молоком лайки, пошли "на контакт". Когда распался Союз, метисы оказались не у дел. Два года Сулимов содержал своих питомцев на собственную небольшую пенсию. Но пришло время, и о "шабаках" (так в шутку окрестили гибрид сами кинологи) вспомнили в Институте культурного и природного наследия имени Лихачева. Вскоре метисами заинтересовался "Аэрофлот".
Вот уже несколько лет собак с шакальими мордочками можно увидеть в аэропортах "Шереметьево", а с недавних пор и в "Домодедово". По словам Сулимова, им здесь самое место. Небольшие по размерам метисы не пугают пассажиров, как это случается с овчарками. Кроме того, они идеально подходят для проверок тесных багажных отделений. Ну и, конечно, главный их плюс - отличный нюх.