03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧУДАК АРТИСТКУ ПОЛЮБИЛ

Заозерская Анжелика
Опубликовано 01:01 31 Июля 2007г.
Станиславу Говорухину в своем новом фильме "Артистка" удалось найти средство от классического русского недуга, который зовется горем от ума. К такому выводу пришел корреспондент "Труда", посмотрев картину на пресс-показе. В широкий прокат фильм выйдет 25 августа, а до этого будет участвовать в конкурсной программе кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге.

Новая картина Станислава Говорухина наполнена той самой "светлой печалью" и выстраданной легкостью, которые воспевал Пушкин. Она в такой же мере жизненна, реалистична и гуманна, как и две предыдущие картины режиссера - "Благословите женщину" и "Не хлебом единым". Возможно, "Артистка" немного старомодна по тематике и стилистике, но, как мне кажется, это нарочитое нежелание мэтра следовать веяниям моды.
В основе сюжета фильма - история об одинокой, умной, тонкой женщине-актрисе, которая живет двумя надеждами: встретить мужчину своей мечты и сыграть на сцене серьезную роль. А поскольку артистка принципиально не идет на компромиссы со своей совестью ни ради замужества, ни ради сцены, то бедняжке вдвойне тяжело стать счастливой.
Роль главной героини - Ани Петровой, играющей эпизодические роли в малобюджетном Театре имени Грибоедова, - режиссер доверил "актрисе с лучистыми глазами", в которых детскость сочетается со страданием, а именно Евгении Добровольской. Актриса, сыгравшая в популярном сериале "Королева Марго" одну из самых обворожительных женщин Франции, в "Артистке" одета в мешковатые платья, с горя пьет водочку и живет в коммунальной квартире. При этом она любит французскую поэзию, вытирает пыль, цитируя Шекспира, и бредит ролью королевы Гертруды в "Гамлете" (хотя в театре ей доверяют играть лишь буфетчиц с традиционным "Кушать подано").
Свое "горе" и свой "груз", доставшийся в наследство от великой русской литературы, несет и потенциальный жених артистки - ученый-паразитолог (Юрий Степанов). Кстати, при пристальном рассмотрении этого комического персонажа нетрудно разглядеть портретное сходство с создателем бессмертной комедии "Горе от ума" Александром Грибоедовым: такой же пробор, те же очки с круглыми стеклами... Правда, в отличие от классика, горе-ученый ничего дальше своих очков не видит, разве только букашек и червяков в микроскоп. Но при всех странностях душа у него прекрасная, и эту душу разглядела в нем артистка.
Станислав Говорухин решает соединить эти две души, два "горя", две жизни в одну. Своим хеппи-эндом режиссер, уверена, нарвется на усмешки желчных кинокритиков, на обвинения в старческой сентиментальности, да и на иронию литературоведов, которые ревностно относятся к любым аналогиям с классическими темами и сюжетами. Многие наши литературные герои (Чацкий, Онегин, Базаров и т.д.) терпели неудачи на любовном фронте. Так с какой это стати Говорухин одаривает и личным счастьем, и профессиональным успехом (артистка таки получает заветную роль Гертруды, не отказываясь при этом от брака с ученым) главных героев своей картины? Чтобы понять это, надо внимательно следить за развитием характеров в фильме, за атмосферой, в которой живут герои (а это опять же старомодный быт с дешевыми абажурами и кружевными занавесками), и, конечно, за искрометными шутками персонажей.
Кстати, по части юмора, вызывающего в зале настоящий хохот, "Артистка" не имеет себе равных в творчестве режиссера. Герои фильма, причем совершенно разных профессий (так, находчивого и смекалистого электрика блестяще играет Александр Абдулов), постоянно иронизируют над собой и над ситуациями, в которые попадают. Например, подруга главной героини - Муся (Мария Аронова) с неподражаемым чувством юмора относится к любовным похождениям своего молодого и четвертого по счету мужа Аркаши (Дмитрий Певцов). Спившийся артист Гусятников (Михаил Ефремов) с легкостью воспринимает как свое материальное падение, так и свой выход на сцену с расстегнутой ширинкой...
Самое удивительное, что зритель проникается любовью и пониманием к каждому герою картины, несмотря на то что среди них есть и корыстные, и расчетливые, и лживые, и даже откровенные жулики (именно такая характеристика закрепилась за героем Аркаши). Но все они готовы на любые жертвы ради того, чтобы кто-нибудь из их знакомых нашел настоящую любовь. Если в комедии Грибоедова весь свет был против искреннего чувства (неважно - в отношении Чацкого или Молчалина), то в "Артистке" эта жажда любви, дефицит которой испытывают буквально все персонажи, делает союзниками заклятых врагов. Разве при таком единодушии режиссер мог препятствовать воссоединению своих героев? Их пример - наука всем скептикам и циникам, разуверившимся в большом чувстве.
Смысл нового фильма "Артистка" можно свести к утверждению вечных ценностей, а также к критике всяких модных теорий и учений - феминизму, практицизму, фрейдизму. Станислав Говорухин уверен, что и в нашем безумном мире все движется по старым законам, что женщины всегда будут искать сильное плечо, а мужчины - нежность и тепло, что деньги и слава приходят и уходят, а настоящая любовь остается.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников