Долг без границ

Впервые петербуржец отсудил у судебных приставов компенсацию за то, что из-за долгов они не выпустили его за границу и в результате сгорела турпутевка. За понесенный ущерб ему выплатят 90 тысяч рублей.

Впервые петербуржец отсудил у судебных приставов компенсацию за то, что из-за долгов они не выпустили его за границу и в результате сгорела турпутевка. За понесенный ущерб ему выплатят 90 тысяч рублей. Прецедент станет поводом для множества аналогичных исков, уверены юристы.

На днях Октябрьский суд Санкт-Петербурга обязал судебных приставов выплатить должнику компенсацию за испорченный отдых. В начале 2008 года петербуржца Андрея Никонова задержали в аэропорту Пулково, когда он собирался вылететь в Токио. "На паспортном контроле меня снимают с рейса, объяснив, что я не могу покинуть страну. О том, что мне ограничен выезд за рубеж, я услышал впервые", - рассказал "Труду" Никонов.

Петербуржец подал иск в суд о взыскании с судебных приставов стоимости тура (120 тысяч рублей). Никонов оперировал тем, что его заранее не уведомили о запрете, иначе он не купил бы путевку. "Я был уверен, что мои гражданские права нарушены, и решил отстаивать их через суд", - заявил Никонов.

Мужчина имел долги по алиментам (40 тысяч рублей), но не погашал их, рассказала "Труду" пресс-секретарь управления службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Олеся Григорьева. "В итоге ему ограничили выезд из страны, о чем сообщили в извещении", - отметила она. При этом призналась, что письма направляли по адресу, который указала его теща. На самом деле Никонов проживал в другом месте и, соответственно, извещения просто не видел. Ошибка судебных приставов стала основанием для суда, чтобы удовлетворить иск петербуржца - правда, только частично.

В управлении судебных приставов по Санкт-Петербургу ошибку признали: Никонова не уведомили должным образом о запрете выезда за рубеж.

Извещение об этом приходило по адресу улица Сикейроса, но должник там не жил. Хотя приставам был известен и другой адрес по улице Кузнецова, где действительно пребывал петербуржец.

Дело в том, что, по словам бывшей тещи Никонова, он вместе с женой проживал на Сикейроса. Именно туда и приходили извещения о возбуждении в отношении него исполнительного производства. На этот же адрес было направлено предупреждение о наложении временного ограничения на выезд с территории России.

В суде Никонов доказывал, что так как он не проживал на Сикейроса, то, соответственно, не мог получить извещение о запрете. В итоге суд признал постановление о запрете на выезд недействительным.

Теперь судебные приставы должны выплатить Никонову компенсацию в размере 90 тысяч рублей (вместо 120 тысяч рублей).

По решению суда в определенной степени в понесенных потерях должник виноват сам: перед покупкой путевки он должен был проверить, есть ли он в списке тех, кому ограничен выезд.

Тем не менее решение суда стало скорее психологическим, чем юридическим прецедентом, заявил президент юридической компании "Аналитика" Линар Латыпов, адвокат Никонова. "Людям дали понять, что такие дела можно не только оспаривать, но и выигрывать. Теперь, на мой взгляд, подобные иски будут появляться один за другим", - резюмировал эксперт.

"Уверен, что таких случаев много. Действия приставов часто бывают неправильными. Они ленивые, им проще ограничить свободу человека, чем найти его по разным адресам и отдать ему повестку лично в руки, как делают во всех цивилизованных странах. Дело Андрея показало, что в споре с приставами можно выиграть", - рассказал "Труду" правозащитник Лев Пономарев.

Представители ФССП заявили, что намерены обжаловать решение суда.

Звезд не выпускают из страны


Бывшего вратаря московского "Спартака" и сборной России Александра Филимонова задержали судебные приставы прямо в аэропорту и запретили выезд из России. У стойки регистрации перед вылетом в Узбекистан известному спортсмену приставы вместе с сотрудниками транспортной милиции объявили, что он не может покинуть страну "из-за долгов по алиментам". Сумма претензий к Филимонову составляла 707 тысяч рублей, которые он должен был выплатить бывшей супруге, воспитывающей двух дочерей, с 2007 года. В итоге вратарь был вынужден заплатить сумму, равную 937 тысячам рублей, после чего получил право на выезд.