Извозчик-дальнобой

Водителям междугородных автобусов запрещают пользоваться кондиционером и заставляют работать по 20 часов в сутки

а две недели в автомобильных катастрофах с участием рейсовых междугородных автобусов в России погибло около 30 человек. "Труд" решил разобраться, кто и как работает водителями "дальнего сообщения".

Дам за руль не пускать

Водитель междугородного рейсового автобуса всегда мужчина. В кругу коллег-профессионалов он имеет более высокий статус, чем его коллега на городском транспорте.

Это связано с более жесткими требованиями, предъявляемыми к этому специалисту, плюс с тяжелыми условиями труда.

Как рассказал Виталий Пастухов, который больше 20 лет проработал на дальних рейсах в Перми, "когда едешь по малоосвещенной трассе, внимание может притупляться - человеку без опыта сложно будет к этому привыкнуть, плюс могут отвлекать пассажиры, а за дорогой нужно следить постоянно". Поэтому важными физическими предпосылками для этой работы будут хорошие зрение, слух и скорость реакции.

К кандидатам в водители междугородных рейсов предъявляются следующие формальные требования: необходимы водительские права категории D, которые честным путем получить довольно сложно. Кроме того, водитель должен быть 1-го класса, то есть иметь большое количество часов безаварийного вождения. Еще одно обязательное требование - наличие трехлетнего опыта работы на городском или пригородном транспорте. И самое последнее требование - пройти месячную стажировку на "межгороде" с опытным коллегой.

Все же в некоторых компаниях обучают даже новичков с категорией D, но до достижения желаемой цели сидеть за рулем междугородного автобуса они несколько месяцев работают помощниками водителя, с заработной платой около 12 тысяч рублей. А само обучение на категорию D проводят крупные автобазы и автошколы, такие как "Мосгортранс".

И все же работодатели не всегда настолько ответственны, чтобы учитывать все вышеперечисленное при приеме на работу. Многие водители поведали нам, что сейчас берут "кого попало", часто без опыта работы, но с открытыми категориями. Валерий Терентьев из Омска комментирует: "Я сам водитель с 20-летним стажем, езжу на дальние расстояния. Раньше работать на междугородных рейсах считалось престижно: платили много и попасть было сложно. А сейчас частник с двумя-тремя автобусами в парке может взять любого, у кого есть права".

Олег Соколов, водитель на подмосковном маршруте, тоже жалуется: "Отдают работу иногородним, готовым работать за мизерную заработную плату, а нам она тоже нужна, сейчас другую не найдешь". Кроме того, в кризис компании не заинтересованы в обучении новых кадров - легче взять уже готового кандидата.

На работу спозаранок

Обычный рабочий день водителя начинается очень рано, около 4 утра, и может продолжаться 15-16 часов в зависимости от маршрута. Перед тем как сесть за руль, он обязан пройти медицинский осмотр. Но нередко у нерадивых работодателей это становится простой формальностью или остается вообще без внимания.

У каждого водителя есть сменщик или напарник, который заменяет уставшего коллегу. Междугородные рейсы делятся на две категории в зависимости от дальности расстояния. К первой относятся рейсы более чем на 500 километров. В этом случае в автобусе должно быть два водителя. Напарники меняются во время обеда, на специальных остановках, предусмотренных маршрутом для того, чтобы водители и пассажиры могли немного отдохнуть и перекусить.

Во вторую категорию междугородных рейсов входят маршруты между городами, находящимися на расстоянии менее 500 километров друг от друга. Тогда водитель в кабине находится один, отрабатывает смену, и на его место садится другой.

Рабочая неделя у всех водителей автобусов обычно пятидневная с двумя выходными или четырехдневная с графиком "день через день". А отпуск длится 43 дня.

Владимир Пивень, водитель на маршруте Ивантеевка - Пушкино, рассказывает: "Работаю через день по 10 часов. Есть обязательный перерыв на обед, разрывные часы - промежутки в расписании. В общем, условия хорошие, времени отдохнуть достаточно".

Правда, его коллега Валерий Терентьев, который ездит на более дальние расстояния, оказался менее оптимистичным: "Сижу по 16 часов за рулем, правда, через день, к ночи очень выматываюсь. Нередко заставляют выходить еще на один рейс или работать в выходной".

Автобус-призрак

Как говорят сами водители, автобусы в наших автопарках в большинстве своем далеки от совершенства, если бы не возможность покупать техосмотр, транспорта бы стало в два раза меньше. Только крупные автобазы используют относительно новые импортные автобусы.

Олег Львович из Перми недолго проработал водителем именно по этой причине: "Автобус был старый - 12 лет, поэтому постоянно ломался. Я ни одной смены целиком не отработал, все время находился в простое. После того как 3 месяца получал копейки, я решил уволиться". Нередко водители за свой счет ремонтируют автобусы в выходные дни. Дело в том, что на каждой автобазе есть ремонтная бригада, но обычно нет запчастей. А из всех часов, пока автобус стоит на ремонте, водителю оплачивают всего 2-3, и то по самой маленькой ставке.

ОБЖ для пассажира

Самый острый вопрос для водителя автобуса - это повышенная аварийность. Виталий Пастухов не согласен с претензиями к качеству автотранспорта и низкой квалификации водителей: "Обычно говорят, что автобус старый, никто его не ремонтировал, поэтому колесо и отвалилось. А вы только посмотрите на качество наших дорог: 70% новых крепких немецких автобусов не выдерживают русских ухабов".

Валерий Терентьев и Олег Соколов с ним солидарны, по их мнению, наибольшую опасность на дороге представляют плохое освещение и отсутствие разметки, а не фуры и бензовозы.

Олег Львович назвал еще одну причину аварий - несоблюдение техники безопасности: "Люди гонятся за прибылью, работают по ночам, выполняя частные заказы, забывают про медосмотр, а нередко и сами работодатели "гоняют" людей сверхурочно".

"Не нужно забывать и про тяжелые условия работы", - добавляет Виталий Пастухов. - Летом, кода на улице стоит невыносимая жара, а в автобусе буквально запотевают окна, не всякая компания разрешает своим сотрудникам пользоваться кондиционером, ведь он сжирает бензин".

Все опрошенные водители в один голос советуют пассажирам: самые безопасные места в автобусе находятся в центре салона, в правой части по ходу движения. Самые опасные - за водителем, в передней и задней части салона.

Зарплаты

Сколько платят водителям междугородного сообщения

12 000 рублей платят помощнику водителя (первая должность начинающего пассажирского извозчика)

25 000 составляет зарплата начинающего водителя на коротком маршруте (до 250 км в оба конца)

37 000 получает водитель с опытом работы от четырех лет

48 000 зарабатывает водитель 1-го класса с опытом от семи лет

60 000 составляет ставка опытного водителя-инструктора

Источник: данные компаний

Подготовка

Где учат на водителей междугородных автобусов

Обучение водителей, перевозящих пассажиров, организуют автобусные предприятия или автошколы

Лица, приступающие к работе водителями автобусов, прежде всего проходят практику внутри предприятия на транспортном средстве того же типа, на котором они позже будут работать

Практика проходит под наблюдением опытного водителя автобуса

Источник: данные компаний

Кадры

Требования к водителям междугородных автобусов


Возраст от 21 года

Права категории В или С

Вы должны сдать экзамен на права категории D - эта процедура по новым правилам занимает более года плюс обязательная практика вождения более 69 часов

3 года отработать водителем городского пассажирского автобуса

Пройти месячную стажировку

Стать водителем 1-го класса

Успешно пройти медицинскую комиссию, не иметь хронических заболеваний, проблем с психикой и координацией движений, зрением

Источник: данные компаний

Гость 18 Февраля 2020, 11:17
кристина "дам за руль не пускать" хотела бы заметить что некоторые "мужчины" не знают где клеймы на акб да и многое другое в плане устройства автобуса не говоря уже про межгород с пневмоподвеской и нередким прихватыванием воздуха зимой но зато подобных "профи" видно издалека по пивному животику
Андрей 15 Сентября 2013, 12:21
Катаюсь сейчас стажером на ЛиАЗе в Питере в Пассажиравтотрансе. В принципе, в статье все правильно указано про стаж и зарплаты. Но в городе многое зависит от автобуса, который доверили, от маршрута, от кондуктора. Есть "левак", солярку иногда удается сэкономить. Соц. пакт не плохой. У частников действительно из человека выжимают все с грубейшими нарушениями трудового кодекса. И техника "убитая". Для тех, кто хочет освоить профессию имея кат. "В" есть учебный комбинат. А для тех, кто имеет столь редкую категорию, есть стажировка. 60 часов теории (просто формальность, инструктаж, сдача экзаменов по ПДД и т.п.) и накат 160 часов с наставником "обкатка маршрута". Надо изучить 3 маршрута, чтобы подменять коллег. Мед осмотр жесткий. Смотрят внешний вид (спал ли водитель перед рейсом?), замеряют давление, "продувают" на алкоголь. С похмелья приходить нельзя - можно "попасть" на половину зарплаты первый раз, а второй раз лишиться работы. Все очень строго.
 



Что лучше: провести парад Победы без зрителей, как в Волгограде, или отменить его, как в Якутске?