Геть, Поддубный!

 Госкино Украины запретило прокат российских фильмов «Поддубный» и «Белая гвардия», объяснив это «антиукраинским характером картин».

Ограничения планируют ввести и на другие виды российской культурной продукции – например, книги. Параллельно всем гражданам Украины предписано отказаться от любых интервью российским СМИ. Прокомментировать эти решения мы попросили писателя Сергея Шаргунова.

Сайт Минкульта Украины сообщает, что «Белая гвардия» и «Поддубный» не соответствуют законодательству, так как нарушают интересы Украины. «Отдельные факты искажены и переписаны в пользу России», – говорится в сообщении экспертной комиссии. Также уточняется, что комиссия приняла свое решение «в условиях информационной войны и с учетом защиты национальных интересов в информационно-культурном пространстве».

Многие украинские деятели искусства этот запрет поддержали: мол, «Поддубный» и «Белая гвардия» – тяжелая информационная артиллерия в руках России. Хотя обе эти картины снимались задолго до кровавых событий на Украине. «Фильм был готов два года назад, – рассказал «Труду» режиссер картины Глеб ОРЛОВ. – У меня много друзей в Киеве, они ждали эту картину, и мне жаль, что теперь они ее не увидят».

Фильм «Поддубный», посвященный великому атлету (в исполнении актера Михаила Пореченкова), сейчас в российском прокате занимает третью строчку в списке лидеров. Иван Поддубный изображен там истинным богатырем украинского происхождения, выступающим за Российскую империю. Биографических искажений в том практически нет, только некоторые линии упрощены.

В «Белой гвардии» авторы 12-серийной ленты расставили некоторые свои акценты в повествовании Михаила Булгакова (кстати, сценаристами выступили украинские писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченко). Теперь авторов упрекают за то, что в фильме выпячивается отряд петлюровского полковника Козыря-Лешко (его сыграл Сергей Гармаш), который сжигает школу, где чует «русский дух», убивает еврея и юнкера – у Михаила Афанасьевича этот персонаж действует на втором плане. Но является ли это «искажением фактов»? К тому же «антиукраинский» сериал прошел по российскому телевидению еще в 2012 году.

Случай с «Поддубным» и «Белой гвардией» не первый и, понятно, не последний. В апреле этого года в прокат не пустили «Восьмерку» Алексея Учителя по повести Захара Прилепина и основанный на реальных событиях боевик о противостоянии с сомалийскими пиратами «22 минуты». Чем не угодили эти картины, в которых Украина и вовсе не упомянута? В запретном списке и вовсе безобидные комедии «Кухня в Париже» с Дмитрием Нагиевым, «Авантюристы» Константина Буслова и «Скорый Москва – Россия» Игоря Волошина.

От российской продукции отказывается и украинское телевидение. Так, украинская группа «1+1 медиа» сняла с эфира принадлежащего ей телеканала «2+2» 15 российских сериалов: «Десантура», «СОБР», «Солдаты», «Спецназ», «Мужская работа», «СМЕРШ», «Майор Ветров». Над этими решениями витает: пропаганде образа врага в воюющей стране не место.

А в сфере книготорговли нашли аргумент потоньше. Вице-премьер Александр Сыч озаботился художественным вкусом громадян: «Мы как будто информационная свалка, в которую сбрасывают то, что не нужно российскому обществу, плюс сбрасывают специальный продукт, направленный на дестабилизацию ситуации в Украине». Вот и решили нынешние украинские власти, что тонкий вкус можно воспитывать лишь двумя способами: запрещать и не пущать.

Голос

Сергей Шаргунов, писатель

– Булгаков – конечно, писатель ироничный, но это ирония по отношению не к Украине и украинцам, а к украинскому национализму. Тут, кстати, Михаил Афанасьевич не одинок. Возьмите одессита Валентина Катаева (я как раз заканчиваю о нем книжку). Потому что они столкнулись с этим национализмом лицом к лицу. Сначала с гетманом Скоропадским, потом со сменившим его Петлюрой. Они увидели, что, во-первых, эти власти опираются на иностранные штыки, а во-вторых, сами потуги на создание этнократического государства выглядели и комично, и трагично, украинский национализм и тогда ассоциировался с чем-то темным. Интересно, что одинаково неприязненно воспринимали этот национализм и красные, и белые. Хотя именно красные подарили Украине ее нынешние границы.
В том, что запретили «Белую гвардию», мне видится борьба с целой культурой, которую считают враждебной, потому что она исходит из России. Это как раз признак того, что идет создание этнократического государства.

Если же говорить о фильме «Поддубный», то там представитель украинского народа вообще показан как герой, связующий два народа и объединяющий нашу историю. Но сегодня власти на Украине ставят перед собой задачу прямо противоположную. Делается все, чтобы разрыв между странами стал уже вовсе непреодолим. Ведь публика посмотрит «Поддубного» – и на сердце у нее потеплеет. А украинской власти нужно максимальное отчуждение и каменные сердца.

Наверняка грядет и новый виток войны против исторических персон. Мы уже наблюдали, как сносили памятник Кутузову на Львовщине, как Петра на Полтавщине раскрасили в жовто-блакитные тона. И при Януковиче проходили акции националистов в Одессе возле памятника Екатерине II, русские активисты пытались защитить монумент от вандалов, а их за это сажали в кутузку.

Мазепа на гривнах… Но ведь Мазепа не служил вольной Украине, он просто переметнулся от русского царя к шведскому королю и вдобавок рассчитывал на благосклонность польского короля. Просто хотел отдать край под другой протекторат. Перебежчик, преданный Русской православной церковью анафеме – кстати, до сих пор не снятой. А теперешняя украинская власть объявила его чуть ли не святым. Неужели настолько беден национальный пантеон, что приходится канонизировать даже откровенных изменников?

Но надо признать: эта пропаганда эффективно работает среди молодежи, в том числе на юго-востоке Украины. Они уже совсем не с нами. В ополчении те, кому 40, кто застал Советский Союз.

А вообще распространение санкций на культуру (то, что сейчас предприняла, например, Польша) мне кажется полным абсурдом. Шаги по сворачиванию культурных контактов есть всегда движение в сторону дикости и варварства. От того, что поляки не увидят гастроли Большого театра или выставку Третьяковки, Польша благополучнее не станет.

Хотя обычные люди-то ни при чем. Они с удовольствием сходили бы на выступление русских артистов. Или в очередной раз пообщались с русскими писателями, допустим, на Львовской книжной ярмарке. Куда Россию в этом году не позвали. Хотя ездила туда обычно московская либеральная интеллигенция, которой так симпатично все то, что происходит сегодня в Киеве и Львове…