Раскатают по бревнышку

Бесценные московские реликвии могут не вписаться в концепцию парка Зарядье, придуманную американцами

На месте будущего парка в Зарядье параллельно со строительством ведутся археологические раскопки. Под трубами городских коммуникаций начала ХХ века ученые обнаружили остатки строений и древнюю мостовую: когда-то тут проходила самая извилистая улица Китай-города — Кривой переулок. Казалось бы, вот прекрасная подсказка городским властям — сохранить чудом уцелевший уголок древней Москвы. Но принятый к производству американский проект постоянной экспозиции находок не предполагает.

До сей поры в истории создания парка главную роль играл принцип «не было бы счастья, да несчастье помогло». На месте разобранной до основания гостиницы «Россия» мог вырасти либо роскошный гостинично-офисный центр по проекту небезызвестного Нормана Фостера, либо парламентский центр, под крышей которого разместились бы обе палаты парламента с квартирами депутатов в придачу. В первом случае на проекте поставил крест Арбитражный суд, обнаруживший массу всяческих нарушений. Во втором перед обитателями Кремля в полный рост встала бы абсолютно не решаемая проблема предотвращения круглосуточного транспортного коллапса. В итоге с подачи президента решили делать парк на зависть всему миру.

«Зарядье» без преувеличения можно назвать одним из самых амбициозных проектов московского правительства в сфере рекреации: на 13 га уместятся болото с лесом, луг со степью и даже тундра, причем в каждой зоне будут не только присущие ей растения, но и климат соответствующий (перепад температур от + 5 до + 25 посетителям гарантирован). И это не считая филармонии, открытого амфитеатра под стеклянной «корой», подземной парковки, ледяной пещеры, «парящего» моста над Москворецкой набережной, соединяющего парк с пристанью на реке, ну, и всяких там кафе-ресторанов. Общий бюджет — 12,8 млрд. рублей (по данным ТАСС на ноябрь 2014 г.), ежегодное число посетителей — порядка 12 миллионов человек, хотя некоторые источники называют и 20 .

Если что и может снизить восторженный пафос, так это тот «непатриотичный» факт, что проектный конкурс выиграла американская команда Diller Scorfidio + Renfro. Беспримесно российских команд в конкурсе вообще не было. Консорциум, возглавляемый отечественным архбюро ТПО «Резерв» и занявший «почетное» второе место, являлся русско-немецко-голландским, а группа MVRDV, замкнувшая тройку соискателей-лидеров — голландско-российской. Высокие строительно-архитектурные чины наперебой объясняют такое положение дел тем, что у российских архитекторов нет должного опыта: мы-де последний раз новый парк проектировали аж в 1957 году!

Думается, проводись конкурс не в спокойном 2013-м, а в середине уже искрившего международной напряженностью 2014-го, результат был бы иным. Но процесс, как говорится, идет и его не остановить. Хотя у скептически настроенных граждан возникают большие сомнения в том, что проект господ американских архитекторов в итоге превратится именно в московский (ну, или если глобальней — российский), а не «американский», «среднеевропейский» или, упаси бог, «парк для всего мира», как выразилась на презентации проекта г-жа Элизабет Диллер. Хочется, чтобы он имел не просто необщее выражение лица, но действительно отражал дух страны. Чтобы у посетителя не возникало ощущение, что нечто подобное он уже видел где-нибудь в Нью-Йорке, Монреале или Лондоне.

Так или иначе, строительство идет. Начали, естественно, с подземной парковки, залили впечатляющее количество бетона. Но тут археологи открыли нечто гораздо более хрупкое и совершенно бесценное: московскую мостовую середины XVII века, сиречь времен царя Алексея Михайловича, батюшки Петра I.

Зарядье — место, измученное строителями. В 30-х здесь все сносили перекапывали во имя возведения восьмой сталинской высотки — наркомата тяжелой промышленности, в середине 60-х то, что осталось, перелопатили ради гостиницы «Россия». И все-таки именно Зарядье стало для московских археологов своего рода меккой: каждое следующее поколение осваивало азы будущей профессии на находках, сделанных именно здесь. Трудно поверить, что на этом месте с шестисотлетней историей могли уцелеть хоть какие-то свидетельства этой самой истории. Однако — уцелели. Археологии нежно называют эти клочки земли «платочками».

Зарядье богато самой разнообразной археологической «начинкой»

Один из таких «платочков» находится на том месте, где будет возведено здание филармонии, уже прозванное в народе «Мариинкой-4», поскольку властвовать здесь будет неуемный Валерий Гергиев, которому мало его трех громадных залов в Питере. Здесь и обнаружили участок старинной московской улочки — Кривого переулка. Аккуратные дубовые плахи пригнаны стык в стык — по ним и сейчас можно было бы пройти не без удовольствия. Рядышком остатки какого-то строения — не то очень большой колодец, не то очень маленький домик. Когда понимаешь, сколько столетий эти бревна тут пролежали, скольким судьбам были причастны — дух захватывает. Законсервировать бы это, оставить в неприкосновенности, чтобы гуляющие в парке люди могли подойти, посмотреть, подивиться... Почувствовать себя не одинокими щепочками в волнах времени, а частичками великого народа с великой историей...

Но ради этого клочка живой истории филармонию, разумеется, «передвигать» не станут. Разберут мостовую аккуратненько по бревнышку, пронумеруют и поставят в очередь на музеефикацию. По закону в течение трех лет все найденное при проведении археологических раскопок на территории Москвы должно быть передано в один из государственных московских музеев. Ну, со всякими пуговицами, монетами, гирьками от весов понятно — им в музейной витрине самое место. Но улица-то совсем другое дело — она к своему месту прикована столетиями. И как бы искусно ни разместили все эти плашки под музейными сводами, жизнь из них уйдет.

Главный археолог Москвы Леонид Кондрашов – за то, чтобы редкая находка экспонировалась в самом парке

Леонид Кондрашов, главный археолог Москвы, уверяет, что вариант устройства на территории парка выставочного пространства обсуждается и даже начато его проектирование: «Мы стремимся к тому, чтобы на этом месте существовала временная экспозиция. Дальнейшее зависит от проектирования». Однако никаких подробностей не сообщил. Кто осуществляет это проектирование и насколько дорога проектантам история своей страны — вопрос на данный момент открытый.