Пассажиры пересаживаются из плацкарты в купе

По акции «Удачный вторник» Федеральной пассажирской компании можно купить железнодорожные билеты в 3-4 раза ниже установленных тарифов

К тому, что купленный заранее билет стоит дешевле, уже давно привыкли авиапассажиры. Между тем точно такая же система третий год действует и на железнодорожном транспорте. А недавно Федеральная пассажирская компания (ФПК) запустила акцию «Удачный вторник». В этот день недели можно приобрести железнодорожные билеты в три-четыре раза ниже установленных тарифов. Подробнее об этом рассказал заместитель генерального директора ФПК, крупнейшей дочерней структуры РЖД, Дмитрий Горбатов.

— Система динамического ценообразования, то есть дифференциация тарифов на проезд в купе и вагонах повышенной комфортности в поездах дальнего следования в зависимости от сроков приобретения билетов и даты отправления, была введена на железной дороге с 1 марта 2013 года, — напомнил Дмитрий Анатольевич. — Сначала такая система заработала на четырех направлениях — из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск и Воронеж. К концу этого года, по планам, дифференцированные тарифы будут действовать в 75% регулярных поездов, а с 1 июня 2016 года мы планируем перевести все поезда на работу по гибкой системе ценообразования. Уточню, что такой принцип действует только в вагонах СВ, купе и люксах — в так называемом дерегулированном сегменте. В настоящее время 40% данного сегмента перевозок включено в динамическое ценообразование. В плацкартных вагонах по-прежнему цены на билеты устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

— Система динамического ценообразования — российское изобретение или вы использовали зарубежный опыт?

— Это известная мировая технология управления доходами, которая используется многими авиаперевозчиками и некоторыми продвинутыми железнодорожными компаниями — во французской SNCF и американской Amtrak, а также коллегами в Великобритании и Японии. Мы провели открытый международный конкурс поставщиков программного обеспечения, в результате победила американская компания Sabre Airline Solutions. Только полтора года у нас ушло на ее адаптацию, это ведь не обычная таблица Exсel, а мощная комплексная программа. При этом модернизация и совершенствование системы продолжаются до сих пор — сейчас система позволяет корректировать цены на билеты в зависимости от спроса буквально за 2-3 минуты, в то время как изначально тариф у нас менялся всего один раз в сутки. Открою вам секрет: билеты, например, на поезд Москва — Сочи на 60% разбираются в первый день продаж, потому что в этот период они самые дешевые. Но, с другой стороны, тариф при таких объемах реализации может изменяться до 10 раз в сутки.

— Существует ли какой-то предел, до которого может повышаться цена на билет?

— Разумеется, она не может в два раза превышать установленный тариф. Объясню на примере конкретного маршрута. Скажем, если стоимость билета по Тарифному руководству (то есть тот уровень, который применялся перевозчиком раньше) составляет 3546 рублей, то на эту фактическую стоимость мы вышли только за 3 дня до отправления. Примерно каждый третий билет (34%) продавался по более низкой цене, и только 24%, которые ушли в пиковые дни, стоили на 200-240 рублей дороже. Нововведение, судя по последнему отчету, который мы подготовили в ФАС России, привело к тому, что по поездам, входящим в систему динамического ценообразования, средний тариф не только не вырос, но даже снизился на 6% по сравнению с предыдущим годом, притом что пассажиропоток вырос на 11%. Замечу, что при классической системе ценообразования, когда тарифы и их сезонные колебания утверждаются заранее, повышение стоимости проезда в среднем приводит к снижению пассажиропотока на 12%.

— Так, может, пассажиры пересели из плацкартных вагонов в купе? Не пора ли и там вводить гибкую систему тарифов?

— Мы проводили такие эксперименты на поездах, следующих из Москвы в Чебоксары, Ставрополь, Старый Оскол и другие города. В частности, ввели скидки в зависимости от расположения мест в вагоне. И получили потрясающие результаты: например, продажи верхних боковых полок выросли в два раза. Так что теперь планируем тарифицировать по такому принципу около 100 поездов уже в низкий сезон — в октябре-ноябре.

Штрихи

АО «Федеральная пассажирская компания» (дочернее общество ОАО «РЖД») — национальный перевозчик, услугами которого ежегодно пользуются порядка 100 миллионов пассажиров. География деятельности компании охватывает 75 регионов России, страны ближнего и дальнего зарубежья.