Страсти по Исаакию

Петербуржцы и гости города подписывают петицию губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой не допустить передачу Исаакиевского соборы Петербургской епархии

В ответ на заявку Петербургской епархии передать ей в безвозмездное пользование здание музея-памятника «Исаакиевский собор» петербуржцы и гости города активно подписывают петицию губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой не допустить этого.

«Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии. Будет ликвидирована образовательная и просветительская составляющая: вряд ли РПЦ будет проводить экскурсии, организовывать разнообразные выставки и концерты классической музыки. Исаакиевский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО», — напоминают авторы петиции.

Глава комитета по культуре Константин Сухенко считает неприемлемой ликвидацию музейного комплекса, отмечая помимо прочего, что музей обеспечивает работой сотни людей.

Пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов сообщил в соцсетях, что решение о передаче Исаакиевского собора РПЦ будет приниматься с учетом интересов всех жителей Санкт-Петербурга и туристов. Георгий Полтавченко в отпуске и ситуацию пока не комментировал. Хотя решение предстоит принимать именно на уровне городской власти.

Исаакиевский собор вместе с храмом Спаса-на-Крови, Сампсониевским и Смольным соборами является частью государственного музея-памятника и находится в собственности города. Причем Смольный собор — уже в процессе передачи в собственность РПЦ.

Богослужения в Исаакиевском регулярно проходят с 1990 года. Дирекция музея и епархия в течение четверти века находили общий язык. Зачем нынешней церковной власти в Петербурге понадобилось нарушать с таким трудом найденное равновесие?

Напомним: построен собор на государственные деньги. Получил свое имя в честь Исаакия Далматского, особо чтимого Петром I святого. Со времени освящения в 1858 году стал центром притяжения городской жизни.

В годы борьбы с контрреволюцией советская власть передала собор в руки обновленцев. Пройдя через перипетии антирелигиозной эпохи, собор стал историко-художественным музеем. История музея — это история упорного сопротивления музейщиков явным и скрытым атакам борцов с религией. Сотрудники музея сохранили собор, без преувеличения, ценой собственных жизней, в том числе в годы блокады. В соборе и сейчас есть люди, которые работают там по 40 лет. Нынешний директор Исаакиевского собора Николай Буров говорит о том, что коллектив музея гордится многолетними хорошими отношениями с епархией, что в соборе не только существует приходская община и ежедневно проходят богослужения, но и оказывается помощь всем приходам на объектах музея-памятника.

В прошлом году музей вошел в число лучших налогоплательщиков России. Его посещают 3,3 млн человек в год, что приносит оборот в 650 млн рублей, из них 50-70 млн идет на налоги.

Храм или музей?

В Западной Европе к этой дилемме подходят гибко. Там, где никогда не прерывалась вековая традиция веры, не уничтожались церкви и монастыри, склонны к максимальной открытости храма.

И католические, и протестантские страны полны туристов, которые охотно заглядывают по пути и в маленький храм, и в знаменитый собор. Во многие вас пустят бесплатно, а возможно, еще и покажут самое-самое, и расскажут историю. Такова церковь Сан Заккария в Венеции: эпоха Ренессанса во всем блеске, алтарные образа кисти Беллини. Но, чтоб их рассмотреть, придется кинуть в особый ящик монетку — и на минуту загорится лампочка. А вот зажечь тут свечку не надейтесь. Итальянцы очень дорожат своим искусством, а потому долой жар и копоть!

Гиды советуют одеться построже, но даже в действующий монастырь вы без проблем войдете в джинсах. Главное условие — не шуметь, не фотографировать там, где запрещено, и не мешать во время мессы. Поэтому потоки туристов и прихожан в больших соборах разделены по часам: сейчас это церковь, потом музей.

Бывает и такое: в сам храм можно войти свободно, как, скажем, в кафедральный собор Флоренции — Санта Мария дель Фьоре. А в баптистерий, на колокольню и купол уже потребуют недорогой билет. Как и в находящийся рядом музей собора — такие есть при многих крупных храмах, и они тоже содержат мировые шедевры, уровня неоконченной «Пьеты» Микеланджело.

Отрадно, что почти всюду нет преград инвалиду на «каталке», во многих храмах можно делать снимки и видео, слушать аудиогид. В таком знаковом месте, как парижский Нотр-Дам, экскурсии водят бесплатно, да и орган звучит для всех.

Протестанты тоже обладают массой сокровищ. Одно из наиболее ценных — собор св. Павла в Лондоне. Это не только чудо зодчества и место захоронения великих, включая адмирала Нельсона и герцога Веллингтона — победителей Наполеона. Здесь великолепная коллекция артефактов и документов истории, восходящая к Средневековью. Возникла и традиция показывать в соборе современное искусство — такое, как видеоинсталляции американца Билла Виолы. Так что резиденция архиепископа Лондонского и главный храм англиканской церкви — еще и солидный музей, идущий в ногу с прогрессом.