Новости
Главная Культура 17:00 31 Июля 2023 1786
В Большом театре – любовь на фоне мобилизации

Здесь впервые в России поставили оперу Берлиоза «Беатриче и Бенедикт»

Сергей Бирюков
Главным героям (их роли исполняют Екатерина Воронцова и Константин Артемьев) предстоит трудное, но жизненно важное дело: превратить ненависть в любовь. Фото Дамира Юсупова, предоставлены пресс-службой Большого театра

В Большом театре показали последнюю премьеру сезона. Как ни странно, ею стала комическая опера Гектора Берлиоза «Беатриче и Бенедикт».

Почему как ни странно? А разве не удивительно, что в наше тревожное время театры один за другим предлагают зрителям комедии, и будто сговорились – сплошь «несерьезных» французов.

Несерьезных? Как сказать. Адольф Адан, чьего «Почтальона из Лонжюмо» представила неделей раньше московская Новая опера – один из отцов музыкального романтизма, создатель трагической «Жизели», комическим перевертышем которой можно считать «Почтальона…». Ну а Берлиоз – и вовсе один из самых необузданных музыкальных революционеров, чьи образы до сих пор поражают босховской фантастичностью, будто созданы не столетия назад, а сейчас. Это относится и к его чисто симфонической музыке, которая, к счастью, у нас в стране известна достаточно хорошо, но в не меньшей степени и к оперной, а вот она для отечественного зрителя – почти что терра инкогнита. Если не считать Мариинки с ее «Троянцами» и «Бенвенуто Челлини» да Астраханской оперы с «Осуждением Фауста», то где еще вы можете не только услышать, но и увидеть берлиозовские творения? Кстати, тот же Большой попробовал 7 лет назад поставить «Осуждение…», но недолго продержалась на сцене эта фантасмагория текучих, не желающих считаться с классическими формами мелодий, ансамблей, хоров, подсвеченных фейерверком оркестровых всполохов.

А постановок «Беатриче и Бенедикта» вовсе не припомню. Более того, кажется, не припомнили их и специалисты из Большого театра, поскольку в обстоятельном, как всегда, буклете спектакля история произведения на самых первых исполнениях и обрывается. В других источниках сообщают, что после мировой премьеры в августе 1862 года в немецком Баден-Бадене, летней культурно-курортной столице Европы, опера имела успех еще в Веймаре и некоторых других, тоже немецких городах, а в родной для Берлиоза Франции ее освоили лишь в 1890-м – 21 год спустя после кончины композитора. И потом обращались не чаще чем раз лет в 30-50. На родине другого автора, Шекспира (в основе либретто – его комедия «Много шума из ничего»), руки до партитуры дошли в 1936-м, в Америке в 1977-м, в Италии (где, между прочим, развертывается действие произведения) – и вовсе в 2022-м.

Все это – к тому, чтобы читатель оценил оригинальность и смелость инициативы Большого. Ведь и в «Беатриче…» музыка столь же феерична и вольна по отношению к классическим канонам, как в «Осуждении Фауста» или, допустим, «Бенвенуто Челлини». Начиная с увертюры, с ее типично берлиозовских струнных вихрей и ироничных реплик духовых, в которых композитор поразительным образом запрятывает черты старинного менуэта (одно слово – волшебник!). С лирической арии Геро, которой потом контрастирует дуэт-пикировка заглавных героев, а за ним – полный гротескных интонаций терцет генерала Педро и его бравых офицеров Бенедикта и Клавдио, обсуждающих (а кто и встречает в штыки) перспективы остепениться в будущей семейной жизни… Совершенно опрокидывает все оперные обычаи дуэт Беатриче с ее подружкой Урсулой, заканчивающий первое действие не бравурным финалом, а таинственным, полным неги ноктюрном под манящие, будто пение ночных птиц, голоса флейт и щипки струнных, подобные шороху ветвей под легким южным ветерком.

 

Терцет Клавдио, Педро и Бенедикта (Василий Соколов, Денис Макаров, Константин Артемьев) полон гротескных интонаций

Не менее увлекательно второе действие – своего рода зеркальное отражение первого: на прозвучавшую актом ранее томную арию Геро здесь отвечает смятенное соло Беатриче, наворот чувств и красок в котором можно сравнить с самыми эмоционально взвихренными полотнами Делакруа. А упомянутому терцету мужчин соответствует не менее внутренне контрастный, но по-женски более лукавый терцет женщин, по сути обсуждающих то же самое – кто, когда, с кем, да и создаст ли вообще семью. Все это оттенено этнической песенкой городского капельмейстера Сомароне под неслыханный в опере XIX века аккомпанемент двух гитар и трех труб. И пусть опера заканчивается чинным хором-мадригалом, нарочито стилизующим старину, и повторяющим музыку увертюры «танцующим» дуэтом наконец-то поженившихся Беатриче и Бенедикта. Ощущение ночной тайны, за которой кроются мятежные страсти и непримиримые столкновения, присущие беспокойному гению Берлиоза, не покидает тебя и после окончания музыки.

Даже за музыкой лукавого терцета Урсулы, Беатриче и Геро (Алина Черташ, Екатерина Воронцова, Анна Аглатова) прячется ощущение ночной тайны и тревожного ожидания

Отдадим должное артистам Большого театра: столь виртуозную, тонкую, нервно-переменчивую музыкальную ткань они передают с редким тщанием, которое тем более поражает, что явлено буквально на первом же исполнении партитуры. Это относится и к лирическим колоратурам Анны Аглатовой (Геро), и к взрывной декламации Екатерины Воронцовой (Беатриче), и к бархатистым интонациям Алины Черташ (Урсула). Воздушно-легок, но и воспламенен страстью тенор Константина Артемьева (Бенедикт), в напряженной «теноровой» тесситуре наполняется чувством баритон Василия Соколова (Клавдио), очаровательны в своей колоритной характерности басы Дениса Макарова (генерал Педро) и Николая Казанского (капельмейстер Сомароне). И все это обволакивается переливающейся красками вуалью оркестра под управлением немецкого (вспомним, где была мировая премьера!) дирижера Жюльена Салемкура.

Это имя естественно переносит нас из исполнительского цеха спектакля в постановочный. Где одну из центральных ролей играет режиссер Александр Петров. Возможно, не все в работе знаменитого петербургского мастера убедило меня на сто процентов. Таково, например, долгое и назойливое проецирование на экран «информационных» текстов о месте действия – городе Мессине, ернически смешивающих правдивые (но неясно как связанные с сюжетом оперы) сведения, например, о помощи русских моряков пострадавшим в землетрясении 1908 года мессинцам с откровенными фейками типа сказки о визите Шекспира на Сицилию «по пути на Кипр для сбора информации об Отелло». Видимо, так Александр Васильевич хотел усилить атмосферу комической фантасмагории, но, по мне, его придумка лишь мешала восприятию изумительной увертюры. Изрядно раздражал и Вестник-мотоциклист, в которого превратился шекспировский Гонец – грохот его машины никак не украшал звуковую палитру вечера.

Хотя, может быть, и в том была часть замысла постановщика, выводящего на поверхность скрытую берлиозовскую тревожность? Не зря ведь спектакль педалирует тот факт, что действие происходит на фоне войны сицилийцев с недругами. Правда, какой именно – за тысячелетия истории их было множество, – не уточняется, а стиль костюмов заставляет думать о Первой мировой. Почему именно она? Александр Васильевич в буклете говорит о каких-то судьбоносных схватках итальянцев с их главными тогдашними врагами – австрийцами, но мне (скажу прямо, не историку) не удалось найти сведений ни о чем подобном: решающие сражения Италии и Австро-Венгрии происходили совершенно в других местах. Однако, думаю, эти объяснения – всего лишь очередной фейк режиссера, а Великая война выбрана им потому, что в ее пору впервые с такой неприкрытостью столкнулись высочайшие взлеты человеческого духа и немыслимая в прежние времена жестокость массового убийства.

Явление Вестника-мотоциклиста в противогазе (разговорная роль Артема Тульчинского) напоминает: война рядом

Вот почему с мирискуснически-рафинированными декорациями в духе Бенуа и Сомова соседствует быт армейского госпиталя, где превратившиеся в сестер милосердия героини вульгарно обмывают свои женские мечты медицинским спиртом (сценограф Семен Пастух, костюмы Галины Соловьевой). Вот зачем на эфирный полет музыки Берлиоза накладывается мотоциклетный треск, за которым угадывается гром пулеметов, пушек и танков. Вот для чего – разговорная вставка, которой нет у Берлиоза, удовлетворившегося только однократным явлением Гонца. Здесь этот персонаж вновь является под конец, к самой счастливой развязке, чтобы объявить приказ о срочных сборах на маневры, обязывающих всех через полчаса отправляться в поход.

Любовь на фоне войны… Увы, весьма актуально.   

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11765
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7434
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7113
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6438
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6269
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?